Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды

Организация любого вида деятельности на предприятии связана с определенными расходами текущего и капитального характера. Текущие расходы связаны с решением тактических задач хозяйственной деятельности предприятия — приобретением сырья и материалов, содержанием персонала, обслуживанием материально-технической базы и др.

Капитальные расходы направлены на достижение стратегических целей предприятия и связаны с новым строительством, реконструкцией зданий и сооружений, техническим перевооружением производства и приобретением различных нематериальных активов и другими направлениями деятельности предприятия.

Основными документами, регламентирующими состав и классификацию текущих расходов организации, являются положения по бухгалтерскому учету «Расходы: организации» (ПБУ 10/99) и гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организации».

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • операционные расходы;
  • внереализационные расходы

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и реализацией продукции (работ, услуг). Как правило, эти расходы занимают наибольший удельный вес в составе расходов организаций.

Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, услуг.

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

  • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию;
  • база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  • определение оптимальных размеров предприятия;
  • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Различают следующие виды себестоимости: цеховую, производственную и полную.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и коммерческих расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукций по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

В рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

  • в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
  • в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
  • в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства,
  • в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
  • в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их уровня.
Ключевые слова: Цена, Продукт
Источник: И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) 2005
Материалы по теме
Назначение цены продукции
Волкова. Управленческий учет
Ценообразование промышленной продукции
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф....
Сырье
Б. Джозеф Пайн II, Джеймс X. Гилмор, Экономика впечатлений
Что такое цена?
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Формирование рыночных цен
Липсиц И.В., Экономика
Планирование себестоимости продукции
Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Равновесная цена. Механизм рыночного равновесия
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Методы формирования цен
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Оставить комментарий