Регулирование цен

Рыночная экономика позволяет использовать различные цены. Влияние государства на систему ценообразования является одной из форм регулирования цен. С учетом того, что государство проводит комплексную систему мер по упрощению и децентрализации порядка утверждения цен, т.е. их либерализацию, круг регулируемых цен сужается.

В годы экономических реформ механизм регулирования цен не действовал, так как положительная динамика цен на первичные ресурсы способствовала опережающим темпам роста на продукцию перерабатывающей промышленности в сравнении со спросом на нее, т.е. ценовая эластичность предложения на продукцию перерабатывающей промышленности отсутствовала. Другой причиной роста цен является резкое повышение НДС в цене, так как данный вид налога участвует во всех технологических переделах. Такая налоговая политика государства способствует спаду промышленного производства, поскольку цена на промышленную продукцию значительно превышает цены на аналогичные импортные товары. В результате прибыль реального сектора экономики падает, что непосредственно отражается на сокращении общей суммы налоговых поступлений в бюджет. Все это подтверждается действующей практикой.

Оптовые и розничные цены устанавливаются по договоренности между товаропроизводителем и покупателем продукции. Эти цены не регулируются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров на рынке. Верхний предел договорной цены регулируется законом спроса и предложения, нижний устанавливается по текущим затратам (себестоимости).

Номинальная, или условная, цена устанавливается при отсутствии информации о сделках, предложениях продавцов или потребностях покупателей, розничная — на продукцию, реализуемую в личное потребление небольшими партиями.

Скользящая цена не устанавливается окончательно. Сначала согласовывается базовая цена, которая может быть скорректирована при изменении составляющих цен к моменту поставки и оплаты. Данная цена является разновидностью цены с дальнейшей фиксацией, которая определяется в процессе исполнения договора между покупателем и продавцом. В условиях договора определяется правило фиксации цены либо ее согласование между поставщиком и потребителем.

В условиях рыночной экономики товаропроизводители для присвоения потребительского излишка используют диверсификацию цен, т.е. дифференцирование цен для различных групп потребителей. При этом товаропроизводитель стремится установить максимальную цену для каждой группы покупателей. Такая цена называется резервированной ценой покупателей. Резервированная цена устанавливается в зависимости от дохода покупателя и считается идеальной диверсификацией цен.

Диверсификация цен может устанавливаться в зависимости от количества потребляемого товара:

  • для мелких партий и разовых изделий — более высокие цены,
  • а для оптовой покупки — льготные.

В стратегии ценообразования наиболее распространена диверсификация цен по времени, которая сводится к пересмотру цен в различные временные периоды. На практике диверсификация цен не нашла широкого применения, но товаропроизводитель не упускает случая использовать эту стратегию ценообразования для обеспечения дополнительной части потребительского излишка.

Следует отметить, что рыночная цена может корректироваться в зависимости от диктующего на рынке типа конкуренции. Так, при свободной конкуренции цены на рынке не подвергаются сильному изменению, поскольку данный тип рынка характеризуется большим числом товаропроизводителей и незначительной величиной предложения каждого из них в общей стоимости поставляемого товара.

Монополистическая конкуренция отличается значительным разбросом цен, потому что на рынке представлено большое число товаропроизводителей и покупателей. Цена формируется под влиянием текущих издержек производства, качества товара, внешнего оформления, потребительского спроса и т.п.

При олигополии удерживаются жесткие цены. Изменение цен согласовывается с конкурентами. При чистой монополии единственный товаропроизводитель устанавливает свои цены, если государство не регулирует их.

Цены регулируются посредством системы правительственных распоряжений, позволяющих устранить экономические и социальные противоречия путем сохранения или изменения действующих цен на отдельные товары. Например, с помощью ценового регулирования можно превратить убыточное для рыночной экономики предприятие в рентабельное производство. Для этого используются заказы на долгосрочные научно-технические разработки, техническое оснащение армии, продукцию сельского хозяйства и т.п.

Текущие издержки, связанные с производством и реализацией товарной продукции, предопределяют уровень цен (затратный метод). В зависимости от финансового положения товаропроизводитель может повлиять на изменение себестоимости единицы продукции и тем самым маневрировать на товарном рынке, т.е. увеличивать или снижать цены в результате изменения объема производства.

Ключевые слова: Цена
Источник: Экономика, организация и управление предприятием., Н. Л. Зайцев
Материалы по теме
Правовые основы государственного регулирования цен
Ершова И.В - Предпринимательское право. Учебник
Задачи и политика ценообразования
Маркетинг. Учебное пособие
Теория цен
Джон Кейнс, Общая теория занятости процента и денег
Цена и качество
Мозер К. - Психология маркетинга и рекламы
Способы регулирования цен
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Что такое цена?
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Формирование рыночных цен
Липсиц И.В., Экономика
Государственное регулирование ценообразования
Предпринимательское право России_Белых В.С. и др
Оставить комментарий