Предпринимательство — самостоятельная деятельность физических и юридических лиц, направленная на получение дохода, максимальной прибыли от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Получение прибыли всегда связано с риском, так как экономические процессы имеют ту или иную степень неопределенности. Например, если спрос на товар непостоянен, то товаропроизводитель не может быть полностью уверен в том, что его предложение на рынке товаров будет пользоваться запланированным спросом и обеспечит соответствующую выручку. Для этого имеется много предпосылок: сокращение платежеспособности спроса потребителей, появление товаров-заменителей, влияние моды и т.п., что не всегда можно предусмотреть в условиях нестабильности, характерной для экономики переходного периода.
Конкуренция — это экономическое соперничество за рынки сбыта в целях получения прибыли и других выгод, механизм, направленный на создание наиболее благоприятных условий для реализации продукции. Различают следующие виды конкуренции:
- видовая конкуренция, имеющая место на рынке одноименного товара или его разновидностей;
- внутриотраслевая конкуренция, имеющая место на рынке товаров и услуг, отличающихся качеством, эксплуатационными характеристиками, ценой, сервисом обслуживания и т.п.;
- межотраслевая конкуренция, возникающая па рынке товаров и услуг различных отраслей;
- монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;
- недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции;
- неценовая конкуренция, осуществляемая посредством повышения качества продукции (надежность, долговечность, производительность, минимизация эксплуатационных издержек) и улучшения условий продажи при неизменных ценах;
- олигополистическая конкуренция, характерная для олигопо-листического рынка, который занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой — монополистической конкуренцией;
- функциональная конкуренция, имеющая место на рынке товаров, удовлетворяющих спрос потребителей;
- ценовая конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен;
- чистая конкуренция, возникающая при рыночной ситуации, когда большое число товаропроизводителей продают аналогичные товары.
Конкуренция — это одно из условий создания рыночной экономики; ее противозатратный механизм устраняет экономически недееспособных товаропроизводителей и поддерживает тех, чья работа отвечает требованиям рыночных отношений.
Конкуренция является составной частью рыночной экономики и основным механизмом формирования хозяйственных пропорций, направленным на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Это прогрессивная форма экономического развития производства, а следовательно, и экономики в целом. Основными требованиями конкуренции являются:
- обеспечение соответствующих качественных параметров товара, отвечающих требованиям рынка;
- экономически обоснованное ценообразование с учетом ценовой эластичности;
- высокие темпы обновления продукции в связи с появлением и расширением объема товаров-аналогов и товаров-заменителей;
- повышение технологического уровня производства или его поддержание на уровне, позволяющем производить конкурентоспособный товар.