Документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога, является свидетельство. Оно выдается на каждый вид деятельности, подпадающий под действие Закона. Если у налогоплательщика несколько мест осуществления деятельности (палаток, ларьков и т.п.), свидетельство выдается на каждое из них. Свидетельство выдается на период времени, за который налогоплательщик уплатил единый налог.
Утерянное свидетельство не восстанавливается. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщик получает новое свидетельство с отметкой «взамен ранее утерянного». За выдачу повторного свидетельства установлена плата в размере 20% стоимости первого свидетельства. При повторной утрате свидетельства оно возобновляется уже за 100% стоимости, приходящейся на оставшееся время налогового периода.
После перехода на уплату единого налога налогоплательщики освобождаются от взимания платежей во внебюджетные фонды, а также целого ряда налогов. Однако даже после такого перехода они должны уплачивать:
- государственные пошлины;
- таможенные пошлины и другие таможенные платежи;
- лицензионные и регистрационные сборы;
- налог с владельцев транспортных средств;
- земельный налог;
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- подоходный налог, уплачиваемый предпринимателями с любых доходов, кроме тех, что получены в сферах, попадающих под обложение единым налогом;
- НДС и налог на доходы от источника в России в случаях, когда российским налоговым законодательством установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога иную предпринимательскую деятельность, обязаны вести раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
В целом отметим, что введение единого налога на вмененный доход предполагает реализацию государством фискальных задач. По мнению экспертов, его введение позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз. Кроме того, появление этого налога позволит значительно сократить оборот «теневого» капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.
Однако при рассмотрении единого налога на вмененный доход нельзя ограничиться лишь фискальной стороной данного налога. Разработчики Закона о едином налоге на вмененный доход добивались, чтобы законопроект обеспечил также динамику роста налогооблагаемой базы. Увеличение сбора налогов предполагается получить не за счет роста налогового бремени, а за счет вывода из теневого сектора значительной части предприятий.
При этом следует отметить другое важное обстоятельство: налог на вмененный доход будет регрессивным. Регрессивность его заключается в том, что после уплаты налога, задним числом его ставка не может быть скорректирована, даже если предприятие добьется значительного увеличения реально полученного дохода по сравнению с вмененным доходом. Это поощряет предпринимателей эффективнее использовать имеющиеся производственные площади, совершенствовать коммерческую деятельность.
К недостаткам налога следует отнести тот факт, что он ориентирован на предприятия, которые работают только с конечным потребителем. В то же время подавляющее большинство малых предприятий не только осуществляет розничную и оптовую продажу, но и ведет производство. Примером тому служат мини-пекарни, каждая из которых производит продукцию и продает ее через собственный ларек, а часть ее оптом реализует в другие магазины. При этом вмененный доход определяется только по розничной торговле.
Еще одним недостатком закона о едином налоге на вмененный доход является то, что при его расчете используется численность сотрудников предприятия, занизив которую можно без особого труда минимизировать платеж, а за это по существующим юридическим нормам привлечь к ответственности уже нельзя.
Подводя итоги, надо сказать, что Закон о едином налоге на вмененный доход содержит в себе еще много недоработок и неточностей, что, безусловно, будет препятствовать применению его на практике. Однако, учитывая сложности переходного периода, можно допустить, что такие формы налогообложения, если они применяются временно и технологичны в уплате, стимулируют производство товаров и услуг, могут иметь право на существование.