Социология культуры как отрасль социологического знания

В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина «культура» в самых различных отраслях науки и практики. Наиболее удачное определение этого понятия дано английским этнографом и антропологом Эдвардом Тейлором:

«Культура – то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества».

Понятие «культура» также может использоваться для характеристики особенностей поведения, сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура). В самом широком смысле «культура» является синонимом «цивилизации». В социологическом контексте под культурой понимаются характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, определенная система ценностей и норм.

Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей.

Социология культуры – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе; формирование, хранение, распространение и усвоение идей, представлений, культурных норм, ценностей, образцов поведения.

Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается в раскрытии закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе, выявлении социальных функций культуры.

Социология изучает роль культуры в регуляции социального взаимодействия, взаимовлияние «культурного» и «социального» аспектов общественной жизни людей.

Основные теоретические подходы в исследовании культуры:

  1. функционализм: каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения человеческих потребностей; система культуры – характеристика социальной системы;
  2. символизм: элементы культуры – прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т. д.);
  3. адаптивно-деятельностный подход: культура – способ деятельности, а также система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Социальные функции культуры:

  1. адаптационная функция: усваивая культурные образцы и культурные навыки, биологический индивид становится социальным существом, способным взаимодействовать с окружающими людьми;
  2. смыслополагающая, или мировоззренческая, функция: культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию;
  3. функция легитимации: культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок;
  4. интеграционная функция: на базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность;
  5. функция идентификации: на основе выработанных культурой идей и представлений о реальности человек создает собственный «образ себя», определяет свою идентичность;
  6. функция социального изменения: изобретения и новации в культурной сфере могут служить фактором изменения общества;
  7. регуляторная функция: культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе.

Элементы культуры:

  1. язык – построенная определенным образом знаковая система, служащая для объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции;
  2. ценности – объекты и явления, выступающие как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов;
  3. нормы – средство регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Различия между желаемыми и фактическими культурными нормами и ценностями принято называть культурным разрывом.

Культурные универсалии – общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят труд, образование, спорт, ритуалы, системы родства, язык и т. д.

В масштабе отдельного общества различают: элитарную культуру, народную культуру, массовую культуру.

Элитарная культура характеризуется производством культурных ценностей, которые в силу своей исключительности доступны в основном узкому кругу людей (элите).

Народная культура создается анонимными творцами. Ее существование практически неотделимо от повседневной жизни.

Массовая культура (феномен общества XX века) – это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

Субкультуры  – культуры определенных социальных групп (например, молодежная субкультура).

Одной из наиболее важных проблем социологии культуры является проблема соотношения культуры и социальной структуры. Некоторые исследователи, например Макс Вебер и Дэниел Белл, рассматривали культуру и социальную структуру как автономные образования, имеющие различные принципы организации и специфическую логику развития. Согласно Марксу и его последователям, культура вторична по отношению к социальной структуре, ее существование невозможно без определенного экономического базиса. С точки зрения Толкотта Парсонса, в отношении «культура – социальная структура» доминирует именно культура.

Социальная структура и культура в реальности теснейшим образом переплетены. Каждый элемент социального взаимодействия имеет некое культурное значение. Однако не все культурные значения, символы, идеи воплощаются в социальном взаимодействии. Парсонс, Бергер, Лукман отмечали способность «культурных содержаний» существовать в виде «резервуара» символов и понятий, никак не соотносящихся с социальной действительностью (например, культура античной Греции существует до сих пор, хотя античное общество давно исчезло с исторической арены).

Заметное влияние на культуру общества оказывает социальная стратификация. В обществах, где ярко выражено социальное неравенство, можно выделить культуру высших и низших слоев или классов. При этом культуры иерархически соотносящихся слоев имеют разный «статус». Культура привилегированных слоев понимается как «высшая», а культура «низов» – как «низшая». Культура легитимирует существующее в обществе социальное неравенство и тем самым придает устойчивость стратификационной системе.

Ключевые слова: Культура, Социология
Источник: Ритерман Т.П., Социология
Материалы по теме
Понятие культуры в социологии. Журналистика в сфере культуры
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Понятие культуры в классических социологических теориях
Ритерман Т.П., Социология
Культура как социальный институт
Деркача А.А., Социальная психология
Предпосылки возникновения социологии
Словарь-справочник по социологии. Учебное издание: Издательско-торговая корпорация «Дашков и...
Средневековая культура. Начало Ренессанса
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Культура как система ценностей, норм, образцов поведения
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Специфика социокультурной динамики Запада
Монина Н.П., Культурология
Влияние культуры на развитие индивида
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Оставить комментарий