Разновидности восприятия

В чувственном познании ощущения и восприятие проявляются в единстве. Восприятия вне ощущений не бывает. Восприятия различают:

  • по сенсорным особенностями (зрительные, слуховые, обоняния, прикосновения, вкуса, кинестетические, болевые и др.),
  • по отношению к психической жизни (интеллектуальные, эмоциональные, эстетические),
  • по сложности восприятия (восприятия пространства, движения, времени).

Сенсорный состав восприятия во многом совпадает с ощущением. Специфическим в восприятии, в отличие от ощущения, является то, что та или иная сторона зрительного, слухового, тактильного восприятия становится предметом осознания, понимания его значения для жизни.

Сенсорное восприятие предметов и явлений действительности происходит в комплексе, во взаимодействии органов чувств: зрения и кинестетических ощущений, зрения и слуха и т.п. При этом одна модальность восприятия является ведущей, а другие — как вспомогательные. В музыкальной деятельности, например, ведущую роль играет слух, а затем — кинестетическая чувствительность. У квалифицированного хирурга кинестетическая чувствительность играет значительную роль — это средство контроля и регуляции движении, что является необходимым при обеспечении точности действий.

Восприятие по отношению к психической жизни человека приобретает особенное значение. В объекте восприятия может специфически отразиться интеллектуальная или эмоциональная сторона познаваемого предмета или явления.

Научные знания нуждаются в интеллектуальном восприятии, то есть восприятии содержания, понимания понятий и терминов, исполняемых действий, усиленного действия памяти, внимания, мышления. Эмоциональное же восприятие ярко возникает при восприятии художественных произведений в искусстве.

При таком восприятии ведущую роль играет эмоциональная сторона, непосредственное влияние воспринимаемого объекта на чувства — моральные, эстетические. Конечно, художественное восприятие осуществляется в единстве с интеллектуальным.

Понимание того, что воспринимается, является необходимой его предпосылкой, но эмоциональное переживание в художественном восприятии определяет его характер: возвышенность или подавленность настроения, переживания высокого, комического, трагического, того, что именно возбуждает воспринимаемый материал.

Восприятие по содержанию — это восприятие пространства, движения, времени. В восприятии пространства, движения и времени принимают большее или меньшее участие разные анализаторы в их взаимосвязи.

Восприятие пространства происходит с участием зрительного, кинестетического и слухового анализаторов. Объект пространственого восприятия — дифференциация размеров и форм предметов, расстояния, размещения их в пространстве, глубины, рельефа. Восприятие размеров при помощи зрения и прикосновения достигает значительной точности.

Восприятие горизонтальных линий точнее, чем восприятие вертикальных. В восприятии пространства большую роль играет глазомер. Пространственные явления довольно точно воспринимаются как тактильные и кинестетические.

На слух человек достаточно успешно воспринимает направление звуков в пространстве: далеко, близко, вверху, внизу, справа^ слева. Направление посредством слуха можно определить с точностью до 10 градусов. При моноуральном восприятии звука точность восприятия направления повышается.

Восприятие расстояния, глубины и рельефности происходит по-разному при монокулярном и бинокулярном зрении. При бинокулярном восприятии (восприятие двумя глазами) точность определения расстояния больше, чем при монокулярном (восприятие одним глазом). Восприятие глубины и рельефа зависит от того, как отражается предмет на сетчатке глаза: в корреспондирующих или диспаратных точках сетчатки.

Если возбуждаются корреспондирующие точки сетчатки, то есть симметрично размещенные в правом и левом глазу относительно центральной точки, то изображение воспринимается как один предмет, в одной плоскости. Если же предмет отражается на сетчатке диспарантно, двумя глазами, по-разному расположенными относительно центральной точки, тогда мы видим предмет или удвоенным, если диспарантность значительна, или объемно, рельефно, если она незначительна.

На этом принципе построены стереоскоп, стереоскопическое кино.

При восприятии пространства, в зависимости от размещения предметов в пространстве, возникают зрительные иллюзии, то есть неточное восприятие размеров, параллельности, выпуклости, вогнутости наружу или вовнутрь.

Карандаш, погруженный в стакан с водой, кажется нам изогнутым; солнце утром и вечером кажется большим по сравнению с тем, как оно воспринимается в зените, два одинаковых угла, одинаковых кружочка, одинаковые линии кажутся различными среди больших или меньших по размеру изображений таких же предметов и т.п.

В восприятии пространства важную роль играют аккомодация и конвергенция органа зрения. Аккомодация —- это изменение выпуклости кристаллика в соответствии с расстоянием до предмета, а конвергенция — обращение глаз к предмету восприятия. Эти физические изменения в органе зрения связанны с восприятием расстояния и объема предмета.

Восприятие движения — это отражение изменения положения предметов в пространстве. Восприятие движения зависит от того, как воспринимается движущийся предмет относительно другого неподвижного или движущегося предмета. В первом случае движение предмета воспринимается более адекватно, чем во втором.

При восприятии движущегося предмета относительно другого предмета, движущегося в том же или в противоположном направлении, может возникнуть иллюзия отсутствия или наличия ускорения. Неподвижный предмет, относительно которого воспринимается движение другого предмета, кажется движущимся, но его движение воспринимается в противоположном направлении.

Если в поле зрения нет неподвижного предмета, относительно которого воспринимался движущийся предмет, то движение воспринимается в 15-20 раз медленней, Движение самолета на фоне безоблачного неба кажется замедленным.

Восприятие времени заключается в отражении продолжительности и последовательности действия раздражителя на организм. Специального органа для восприятия времени нет. В восприятии времени берут участие все анализаторы, отражая продолжительность действия стимулов. Важную роль в восприятии времени играют различные органические изменения, их ритмичность (дыхание, сердцебиение и т.п.).

Непосредственное восприятие продолжительности времени является незначительным (0.75 секунды). Более длительные интервалы мы воспринимаем в результате отсчета их равными частями в пределах одной секунды. Следовательно, большие интервалы времени мы воспринимаем опосредованно.

Восприятие последовательности происходит благодаря перерывам в продолжительности действия раздражителей на анализаторы. Восприятие продолжительности зависит от отношения к содержанию, от характера воспринимаемого объекта.

Восприятие интересного вызывает иллюзию ускорения хода времени, а восприятие неинтересного, неприятного, вынужденное ожидание создают иллюзию его замедления.

Знание видов восприятия и их закономерностей имеет значение для формирования профессиональных качеств специалиста.

Ключевые слова: Восприятие
Источник: Максименко С.Д., Общая психология
Материалы по теме
Восприятие по ведущей модальности
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Свойства восприятия
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Восприятие социальных объектов
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Восприятие пространства и движения
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Классификация и виды восприятия
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Восприятие пространства
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Физиологические основы восприятия
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Восприятие боли
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Оставить комментарий