Предпринимательство: понятие, сущность и формы

Во взаимодействии факторов производства, составляющих содержание деятельности предприятия, особое место принадлежит предпринимательству. Еще недавно этот термин был едва ли не бранным словом. Предприниматели в условиях административно-командной системы вызывали резко негативную реакцию, преследовались, карались, иногда даже уничтожались. Сегодня, когда общество движется к рынку, каждый должен без всякой предвзятости осмыслить, что же такое предпринимательство.

Хотя предпринимательская деятельность близка такому фактору, как труд, в теории рынка ее выделяют в качестве особого фактора производства — в силу той особой роли и значимости, которую эта деятельность имеет для каждой отдельной фирмы и для рыночной экономики в целом. Не случайно рыночную экономику определяют кратко как «экономику свободного предпринимательства».

В Гражданском кодексе РФ (ст. 2, ч.З) предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:

  • предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;
  • предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;
  • предприниматель — это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;
  • предприниматель — это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.

Чтобы успешно выполнять названные функции, человек должен обладать определенными способностями, в числе которых обязательно должны присутствовать инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений, упорство в достижении цели, умение организовать и повести за собой коллектив.

Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, т. е. обладать быстрой реакцией, обладать склонностью и умением принимать нестандартные решения, разбираться в людях, точно оценивать их достоинства и недостатки. Все эти свойства включаются в столь сложный «сплав», что он становится сравним с талантом. Обстоятельства могут раскрыть предпринимательский талант, а могут и загубить его.

А какую роль играет образование в формировании предпринимательских способностей? Вопрос, не имеющий однозначного ответа. Во всяком случае, профессиональные экономические знания помогают с большей степенью вероятности оценить необходимую для принятия решений информацию, просчитать большее число вариантов этих решений и их последствий, обеспечивают более широкий экономический кругозор, т. е. то, что представляет собой необходимое условие предпринимательской деятельности.

Но что особенно важно, тем более для современных российских предпринимателей, и что не дается ни природой, ни образованием, а есть не что иное, как продукт воспитания (и не только семейного, но и общественного) и самовоспитания, так это этика деловых отношений. Ее требования — обязательность, ответственность и честность. На них опираются все правила поведения подлинного предпринимателя в современном значении этого понятия. Как утверждают сами предприниматели, в бизнесе быть честным выгодно. Обмануть партнера дано только раз, так как за этим потянется уничтожающая предпринимателя «слава». И наоборот, честное, неукоснительное соблюдение своих обязательств рождает репутацию надежности, открывает «кредит» доверия.

Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и коллективной форме. Но если первая означает осуществление ее гражданами, т. е. физическими лицами, «своей волей и в своем интересе», гражданами, которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора» (ст. 1, п. 2 ГК РФ), то вторая форма предпринимательства — коллективная — предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется уже на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и уставе соответствующих форм предприятий.

Ключевые слова: Предпринимательство
Источник: Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Материалы по теме
Среда и функции предпринимательства
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Психология предпринимательства
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К....
Что необходимо для запуска Интернет-стартапа?
...
Предпринимательский сектор в экономике
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Что такое малое предпринимательство?
Энциклопедия начинающего предпринимателя: Практические рекомендации. В. М. Емельянов, — М.:...
Этика предпринимательской деятельности
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Финансовая микросреда предпринимательства, её составляющие
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
В, С. Белых, Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Оставить комментарий