Финансовая макросреда предпринимательства

Среда предприятия включает все силы, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Ее можно рассматривать как спектр некоторых ограничений деятельности, при этом важно учитывать ее нестабильный характер.

Анализ среды включает:

  • анализ факторов среды, т.е. ее состояние;
  • анализ природы изменения среды;
  • выявление возможностей реагирования на эти изменения.

Среду можно разделить на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую) среду фирмы.

Поскольку производственное предприятие определяется как ресурсообразующая система, где затраты ресурсов объединяются вместе для получения продукта, ближайшее окружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов и инвесторов. Эти группы контактируют с предприятием (в разных смыслах) непосредственно и наиболее часто и образуют его микросреду.

Основная среда (макросреда), с другой стороны, состоит из сил, влияющих на предприятие нерегулярно и косвенно: социальных, культурных, политических, демографических, экологических, юридических и технологических факторов.

Социальная среда: демографические факторы, стиль жизни, привычки и ценности, этические и религиозные основы общества, а также социально-экономические классы.

Правовая среда. Производственные предприятия, как и все бизнес-организации, работают в определенных юридических рамках, имеют определенные права и обязанности (трудовое, гражданское, потребительское экологическое отрасли права, монопольное законодательство и права собственности).

Государственная и политическая среда: роль государства как законодателя, которая тесно связана с уровнем политической стабильности и настроением законодателей по отношению к бизнесу, государство также выступает как регулятор (субсидии, налоговые льготы).

Технологическая среда может создавать для предприятий как дополнительные возможности и преимущества, так и ограничения (влияние изменения технологии на структуру и профессиональный уровень персонала).

Экономическая среда: доходы населения, курс валют, инфляция, налогообложение и др.

Наиболее значимым фактором, как правило, является политико-правовой, на втором месте — экономический, далее социальный фактор и фактор технологических инноваций.

Рассмотрим для примера экономический фактор макросреды. Он будет описываться, прежде всего, основными факторами макроэкономического риска — это платежный баланс страны, фискальная позиция государства, т.е. его бюджет, денежные индикаторы.

При этом для прогнозирования сценариев изменения этого фактора необходимо провести детальный анализ по таким важнейшим социально-экономическим показателям как:

  • валовой внутренний продукт (ВВП);
  • объем промышленной продукции;
  • доходы населения;
  • денежная масса (М2);
  • инвестиции в основной капитал;
  • индекс цен производителей промышленной продукции;
  • индекс цен производителей в строительной промышленности;
  • кредитные вложения в экономику;
  • ввод в действие общей площади жилых домов;
  • оборот от розничной торговли;
  • процентные ставки;
  • уровень инфляции;
  • численность зарегистрированных безработных; налоговые ставки; курс доллара; цена на нефть.

Аналогично анализируются и описываются и прочие составляющие финансовой макросреды.

Также важно отметить, что с точки зрения финансов предприятия финансовой средой предпринимательства можно назвать замкнутые перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица с определенной целью или некоторым множеством целей в реальных условиях функционирования, а также его взаимоотношения с бюджетами различных уровней.

Система финансов и финансовая деятельность предприятия опосредствуют денежные отношения как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним следует отнести:

  • финансовые отношения субъекта с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами по уплате налогов, сборов и пошлин;
  • с учреждениями финансовой инфраструктуры (коммерческими банками, фондовыми и валютным биржами, страховыми компаниями, инвестиционными компаниями и т.д.);
  • с органами производственной инфраструктуры (предприятиями транспорта и связи и т.д.);
  • с другими хозяйствующими субъектами (покупателями и продавцами продукции).

К внутренним следует отнести: финансовые отношения между отдельными структурными подразделениями хозяйствующего субъекта с его учредителями, персоналом и т.д.

Таким образом, с этой точки зрения, совокупность внешних финансовых отношений представляет собой финансовую макросреду предпринимательства, а совокупность внутренних финансовых отношений представляет собой финансовую микросреду предпринимательства.

Ключевые слова: Предпринимательство, Финансы
Источник: В.Ю. Корнюшин: Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски
Материалы по теме
Финансовая микросреда предпринимательства, её составляющие
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Оптимизация структуры источников финансирования предпринимательской деятельности
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Понятие и роль финансов
Финансовое право - Химичева Н.И., Покачалова Е.В. - 2005
Роль корпорации на финансовом рынке
Питер - Корпоративные финансы.2004
Финансовые новшества
Финансы., Эви Боди, Роберт Мертон
Оценка разработанной финансовой стратегии
Бланк И.А., Финансовый менеджмент. Издательство "Ника-Центр', 2004
Содержание финансовых отношений предприятия
П. Н. Шуляк. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Оставить комментарий