Профессия психолог консультант

Довольно часто психологи произносят следующую фразу: «Психолог — не профессия, а образ жизни». На наш взгляд, в ней мало правды. Если бы стать психологом было так просто, человек менял бы свой образ жизни на «психологический», не испытывая при этом боли и разочарований, самостоятельно решал бы свои проблемы, не искал ответов на те вопросы, которые тревожат «непсихологов». Поэтому психолог — это, прежде всего, профессия, однако весьма специфическая. Психолог-практик, ежедневно работающий с людьми, обретает особый взгляд на мир. Можно говорить о формировании профессиональной ментальное™ психолога-консультанта как его предрасположенности воспринимать, чувствовать, мыслить, действовать определенным образом по отношению к профессионально значимым объектам, себе как профессионалу и профессиональной деятельности в целом.

В системе профессионального образования Республики Беларусь отсутствует специальность «Психолог-консультант». Не разработаны квалификационная характеристика психолога-консультанта , государственный образовательный стандарт, отсутствует профессиограмма, т.е. правовые основы данной профессии. Большинство вузов Республики Беларусь, ведущих подготовку психологов, работают по стандартам, согласно которым на IV—V курсе студенты изучают предмет «Психологическое консультирование». На этом подготовка к профессиональной деятельности обычно заканчивается, а студенты (слушатели), испытывающие интерес к данной профессии, продолжают обучение самостоятельно.

Однако профессия психолог-консультант существует в нашей республике по факту: есть люди, занимающиеся консультированием, есть люди, обращающиеся к ним за помощью. Понятие «психолог-консультант» стало обыденным и вошло как в теоретические разработки, так и в повседневную жизнь.

Профессиональная деятельность психолога-консультанта имеет структуру, состоящую из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Как любая деятельность, она предполагает наличие следующих компонентов:

  • субъекта (того, кто ее осуществляет, т.е. психолога-консультанта);
  • объекта (того, для кого она организована, т.е. клиента, который в консультировании рассматривается как полноправный субъект взаимодействия);
  • целей (на какой результат ориентирована деятельность);
  • функций (выполняемых консультантом и клиентом);
  • средств (при помощи которых достигается цель этой деятельности).

Далее достаточно подробно проанализированы все составляющие профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Ключевые слова: Психодиагностика
Источник: Олифирович Н.И., Индивидуальное психологическое консультирование
Материалы по теме
Использование психодиагностики в судебно-психологической экспертизе
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Психодиагностический процесс, его этапы
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Психодиагностическое исследование. Психодиагностика - метод психологического исследования
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Этика психодиагностического обследования
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Методы психодиагностики
Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Психодиагностика интеллекта
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Психодиагностика как наука и практика
Зоткин Н.В., Основы психодиагностики
Предыстория проективной диагностики
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил
Оставить комментарий