Самооценке личности в отечественной психологической науке посвящено значительное число исследований (Л.В.Бороздина, Л.И.Божович, Е.А.Залученова, А.В.Захарова, И.С. Кон, В.С.Мухина, О.Н.Молчанова, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.).
В работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И.Божович, А.И.Липкиной констатируется, что в основе самооценки лежат внутренне принятые личностью ценности (эталоны). То, какие ценности принимает личность, закладывает основу не только самооценки, но и всех ее качеств. Именно самооценка опосредует влияние эталонов на становление личности. В этом смысле ее можно считать стержневым личностным образованием, оказывающим воздействие на всю жизнедеятельность субъекта и отражающим качественное своеобразие его внутреннего мира. В основе самооценки лежат рефлексивные действия, которые во многом определяют эмоциональное отношение к себе конкретного индивида и одновременно служат источником знаний о себе.
В отечественной психологии самооценка характеризуется в связи с проблематикой самосознания (А.В.Захарова, В.С.Мухина, С.Л. Рубинштейн, Е.И.Савонько, С.Г.Спиркин, В.В.Столин, Н.Е.Шафажинская и др.).
Зарубежные ученые нередко связывают феномен самооценивания непосредственно с самой личностью и особенностями ее развития (А. Бандура, У. Джемс, Б. Скиннер, Г. Мид, К. Роджерс, Г. Юнг и др.).
Интегративные процессы в науке ввели в обиход ряд терминов, которые могут, а иногда и употребляются как синонимы самооценки. Это, прежде всего Я-концепция и Я-образ. Как отмечает В.В. Столин, образ Я в целом отечественными психологами понимается как установочная система и непосредственно связывается с какой-то конкретной деятельностью, тем самым, являясь основой самооценки в связи с этой деятельностью. Некоторые исследователи (Л.Я. Гозман) полагают, что механизмом связи самооценки с деятельностью является самопринятие или эмоциональное отношение к своему труду и его результатам.
Таким образом, субъект обладает положительным самопринятием, если он успешен в деятельностях, мотивы которых занимают доминирующее положение в общей мотивационной иерархии его личности. И, наоборот, у субъекта возникает негативное самопринятие, если он не достигает успеха в деятельности личностнозначимой.
Традиционно в отечественной психологии выделяют следующие критерии самооценки: высота, устойчивость и адекватность. В тоже время на данный момент не существует однозначного и непротиворечивого способа фиксации критерия "адекватность". В зарубежной психологии применяют такой параметр, как степень рассогласования между Я-реальным и Я-идеальным. Степень рассогласования между Я-реальным и Я-идеальным определяется посредством коэффициента корреляции. Если связь между Я-идеальным и Я-реальным была положительной и проявлялась на уровне значимости, то Я-реальное и Я-идеальное считались взаимосвязанными (самооценка адекватная); если коэффициент корреляции был отрицательным или связь была не значимой, то Я-реальное и Я-идеальное считались рассогласованными (самооценка неадекватная).
Самооценочные показатели учителя детерминируют проявление определенных поведенческих тенденций в профессиональной деятельности. Так, самооценка связана со стилем взаимодействия учителя с учащимися посредством того, что она определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации; во-вторых, как он будет выявлять, оценивать, расшифровывать действия других; в-третьих, самооценка определяет ожидания индивида, являясь основой целеполагания.
С другой стороны, чем более продуктивна деятельность учителя (адекватным и продуктивным его стиль взаимодействия с детьми) и чем более его мотивы и цели совпадают с целями педагогической деятельности, тем выше его будут оценивать коллеги и тем значимей для него будет оценка, так как она будет непосредственно влиять на его самооценку.
Кроме того, содержание самооценки учителя также представляет интерес, так как отвергнутыми оказываются качества связанные с эмоциональными составляющими деятельности. Так, среди отвергаемых качеств оказались женственность, эмоциональность, а также лаконичность, либеральность, замкнутость, конфликтность, агрессивность, раздражительность и т.д.
М.Н. Швецовой (2000) подтверждены данные о связи самооценки учителя и стиля его взаимодействия с классом учащихся. Эта взаимосвязь осуществляется по нескольким направлениям:
- самооценка учителя (Я-реальное) значимо коррелирует с доминирующей мотивационной ориентацией или стилем взаимодействия;
- взаимосвязь или рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным в Я-концепции учителя определяет избираемую тактику поведения, ожидания учителя и оценку им ситуации;
- самооценка учителя оказывает влияние на самооценку учащихся.
Есть некоторые общие моменты в особенности влияния на класс учителя с устойчиво высокой самооценкой, как с взаимосвязанным Я-реальным и Я-идеальным, так и с рассогласованным. И в том и в другом случае учитель стремится поддержать самооценочный баланс на должном уровне и это приводит к опоре на сильных учащихся в работе с классом.