Социальная психокоррекция — это групповые и массовые методы коррекции коммуникативных нарушений на уровне психодинамики (на уровне личности), групповой динамики, социодинамики.
Развитие теории и практики социальной психокоррекции идет параллельно с разработкой теоретических и методических основ социальной психопатологии.
Рассмотрим два метода социальной психокоррекции (по Дж. Морено): психо- и социодраму и тренинг активной релаксации, которые используются в социальной психокоррекции для снятия излишнего мускульного и психологического напряжения.
ПСИХОДРАМА — это метод инсценирования личного опыта, т. е. проигрывание ролей на сцене, направленное на активизацию психических процессов участников.
Психодрама — это глубинная психотерапия группы. В основе психотерапевтического действия психодрамы лежит принцип "от формируемой эмоции — к стимулу, к действию, а через него к катарсису". Понятие античных трагедий "катарсис" ввел в научный оборот Аристотель. Катарсис — это "очищение" зрителя. Древнегреческие драматурги считали, что инсценирование трагедии освобождает зрителя от чрезмерно сильных эмоциональных переживаний.
Действие катарсиса позднее привлекло внимание психологов. Так, Л. С. Выготский писал:
"...несмотря на неопределенность его (катарсиса) содержания и несмотря на явный отказ от попытки уяснить себе его значение в аристотелевском тексте, мы все же полагаем, что никакой другой термин из употребляющихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращаются в противоположные и что эта эстетическая реакция как таковая сводится к такому катарсису, то есть к сложному превращению чувств".
В последние годы проблема "катарсиса" в психологии понимается шире. Катарсис связывается с эмоциональной трансформацией — превращением отрицательных эмоций в положительные.
Наши исследования, проведенные в 1975 — 1985 гг. в Кемеровской области, выявили благотворность катарсиса как механизма аффективной разрядки от негативных переживаний больших социальных групп.
Психодрама опирается на два толкования катарсиса: как "отчуждения переживании" и как "разрядки напряжений".
Отчуждение чувства — это превращение его в посторонний объект рассмотрения и анализа, надежный способ умертвить чувства. Нам представляется, что такое понимание катарсиса развивалось в унисон фрейдовскому психоанализу, основной идеей которого является "отреагирование" вытесненных аморальных влечений, якобы изначально движущих поведением человека.
Идея, положенная 3. Фрейдом в основу его метода, — это идея катарсиса как исцеления через осознание.
Понимание катарсиса как "отреагирования" вытесненных влечений означает ликвидацию напряжения влечений, энергетический разряд. Оно сопряжено с фрейдовским представлением о регрессивном характере всего живого. Однако отнюдь не все ученые согласны с этим. Так, Ю. Бородай подверг критике фрейдовскую концепцию катарсиса как раскрепощения, считая, что в результате "разрядки" в психосоциальном развитии личности начинает доминировать психика низшего уровня. Ю. Бородай, как и Т. Флоренская, видит сущность катарсиса в переключении энергии влечений на более высокие цели. В этом, по их мнению, суть катарсического преобразования личности.
В психодраме Дж. Морено, отмечает американский психолог К. Рудестам, понятие катарсиса определяется как эмоциональное потрясение и внутреннее очищение.
Но рассматривать катарсис только как психодраматический механизм аффективной разрядки нецелесообразно. Это, во-первых, сужает понимание социопсихологической значимости самого метода психодрамы, а во-вторых, сужает понятие психодрамы.