Характеристика понятия "методология" в социальной психологии

Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Если теория представляет собой результат познания, то методология определяет способы достижения и построения этого знания. В переводе с греческого термин "методология" означает "путь познания". Однако определить методологию как путь познания можно только в том случае, когда будет выявлен сам объем понятия.

В современных работах методология социальной психологии подается как имеющая три уровня.

1. Общая методология — некоторый общий философский подход, принимаемый исследователем. В частности, для социальной психологии, развивающейся в рамках антропоцентристской тенденции (которая разделяется нами), это философско-антропологическая теория общения.

Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые — осознанно или неосознанно — используются в исследованиях.

2. Частная (или специальная) методология — совокупность методологических принципов, используемых в данной области знания.

Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но адаптированный к более узкой сфере знания.

В социальной психологии, как справедливо отмечает Г. М. Андреева, методология формируется как интеграция методологических принципов и психологии, и социологии.

В качестве примера Г. М. Андреева предлагает рассмотреть, как принцип деятельности применяется в социальной психологии.

Философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. Этот принцип следует из еще более широкого принципа — принципа отражения, когда сознание рассматривается как высшая форма отражения, предполагающая активность личности.

Итак, получаем следующее.
В социологии деятельность интерпретируется как

  • способ существования человеческого общества;
  • реализация социальных законов, которые и проявляются в деятельности людей.

Деятельность формирует и изменяет условия существования человека, социальных групп, общества в целом. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений.

В психологии деятельность рассматривается как

  • специфический вид человеческой активности;
  • некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек — субъект — определенным образом относится к объекту, овладевает им.

Категория деятельности, таким образом, "открывается теперь в своей действительной полноте в качестве объемлющей оба полюса — и полюс объекта, и полюс субъекта" (А. Н. Леонтьев). Деятельность предстает человеку и как динамическая система (когда путем реализации своих интересов личность и социальная группа преобразуют условия жизни), и как процесс (удовлетворение одних потребностей порождает новые и т. д.).

Следовательно, деятельность предстает как динамический процесс, в ходе которого развивается сама личность.

Социальная психология, принимая принцип деятельности в качестве одного из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к предметам своего исследования.

Если рассматривать в качестве предмета исследования группу, то содержание принципа деятельности раскрывается в следующих основных положениях:
а) деятельность — это совместная социальная деятельность
людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные;
б) субъект деятельности — это не только индивид, но и группа, общество, т. е. совокупный субъект,
в) деятельность — основное средство групповой динамики,
г) при условии признания группы как совокупного субъекта деятельности открывается возможность изучить все атрибуты субъекта Деятельности:

  • потребности групп,
  • мотивы групповой деятельности;
  • цели групповой деятельности и т. д.

Таким образом, принцип деятельности превращается в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.

3. Методология как совокупность конкретных методологических приемов, т.   е. то, что в нашей литературе часто обозначается словом "методика".

Ключевые слова: Социальность, Методология
Источник: Руденский Е.В., Социальная психология
Материалы по теме
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Институт социальный
Словарь-справочник по социологии. Учебное издание: Издательско-торговая корпорация «Дашков и...
Методологии финансовых систем
Финансы: Учеб, пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. В 2 т. — М.: ИНФРА...
Статус социальной психологии
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Проблема личности в социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Социальные организации: понятие, модели, черты и характеристики
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Концепции социального характера
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Социальные причины и условия преступности
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Оставить комментарий