Типы и методы выборки

К сожалению, в социологической литературе, причем не только в отечественной, но и в зарубежной, не наведен порядок в отношении четкой классификации типов выборки и методов ее получения. Можно встретить самые разные названия для одного и того же типа выборки. Нет единого взгляда на то, как разделяются выборки на главные и второстепенные типы, что куда относится. Кратко охарактеризуем точку зрения группы известных социологов.

В ставшей уже классическим учебником книге «Социологическое исследование» В.А. Ядов не дает четкой схемы распределения типов выборки по группам и видам. Однако из контекста ясно, что автор выделяет: 

  1. репрезентативную статистическую выборку,
  2. целевую аналитическую выборку.

При небольших по численности генеральных совокупностях применяют одну из разновидностей первого типа — случайную бесповторную выборку, при больших генеральных совокупностях используют многоступенчатый отбор по районам.

Г. Г. Соколова различает следующие способы формирования выборочной совокупности:

  • метод типичных отдельных случаев, называемый также монографическим;
  • статистические выборочные методы.

Последние можно разделить на две основные группы: выбор по усмотрению (неслучайный) и случайный (вероятностный) выбор. Выбор по усмотрению подразделяется на целенаправленный и выбор по квотам. Квотная выборка строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков. При целенаправленной выборке из генеральной совокупности выбираются типичные элементы с тем, чтобы таким образом получить уменьшенную модель генеральной совокупности. Случайный (вероятностный) выбор подразделяется на: чисто случайный, выбор слоями (районирование), выбор гнездами (серийный).

Н. Н. Чурилов предлагает типологию выборки, которую с некоторыми оговорками можно считать наиболее распространенной в отечественной социологии или, скажем так, популярной. К случайным выборкам он относит:

  • вероятностную, 
  • систематическую,
  • районированную (стратифицированную),
  • гнездовую,

а к неслучайным —

  • «стихийную»,
  • квотную,
  • метод «основного массива».

Сюда же следует добавить метод «снежного кома».

Известный специалист по тендерной социологии Г.Г. Силласте предлагает иную классификацию. У нее выборка подразделяется на вероятную (случайную) и целенаправленную. К первой относятся четыре метода: 1) собственно случайный отбор (для генсовокупности не более 800 единиц), который подразделяется на а) случайно-бесповторный и б) случайно-повторный методы; 2) механическая выборка; 3) серийная выборка; 4) гнездовая выборка. Во вторую включены: 1) репрезентативная, 2) квотная и 3) стихийная выборки.

В статистической науке в зависимости от способа отбора различают выборки следующих типов:

  1. случайная выборка с возвратом;
  2. случайная выборка без возврата;
  3. механическая;
  4. типическая;
  5. серийная

В маркетинге, по мнению Е.П. Голубкова, при формировании выборки используются вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные) методы. Если все единицы выборки имеют известный шанс (вероятность) быть включенными в выборку, то выборка называется вероятностной. Если эта вероятность неизвестна, то выборка называется невероятностной. Вероятностные методы включают: простой случайный отбор, систематический отбор, кластерный отбор и стратифицированный отбор. Простой случайный отбор может осуществляться с помощью следующих методов: формирование выборки вслепую и с помощью таблицы случайных чисел.
 
Обобщив разнообразные точки зрения, можно заключить, что во всех случаях типы выборки делятся на вероятностные (случайные) и невероятностные (неслучайные, целевые, целенаправленные). Ярких представителей каждого типа немного, например, случайная безвозвратная выборка явно принадлежит первому типу, а квотная наилучшим образом характеризует достоинства и недостатки второго, невероятностного типа. Гораздо больше таких видов и методов выборки, которые можно отнести к смешанным. Их можно включить и в первый и во второй типы, а можно отнести лишь к одному из них. Ошибки не будет и в том случае, если придумать некий третий тип, назвать его, допустим, комбинационным и занести туда смешанные виды. Их особенность состоит в том, что вероятностные приемы отбора в них присутствуют частично — на одном из этапов, в нарушенном виде (смещенная выборка), в одном из элементов или приемов отбора. Их недостаток заключается в том, что репрезентативность получаемой информации находится под вопросом. Хотя это вовсе не означает, что смешанные типы выборки всегда нерепрезентативны. Они могут быть репрезентативными, а могут и не быть, поэтому объявлять такие типы выборки нерепрезентативными нельзя. В них сложно установить репрезентативность, используя классические статистические приемы. Но кто говорит, что в будущем наука не шагнет дальше, прибавив к традиционным какие-либо нетрадиционные способы определения репрезентативности данных? Описав кратко проблему типологии выборочных методов, перейдем к характеристике наиболее распространенных.

Ключевые слова: Выборка
Источник: Добреньков В.И., Методы социологического исследования
Материалы по теме
Основные понятия и сущность выборочного метода
Добреньков В.И., Методы социологического исследования
Методы вероятностной (случайной) выборки
Добреньков В.И., Методы социологического исследования
Многоступенчатая выборка
Добреньков В.И., Методы социологического исследования
Ошибка выборки
Добреньков В.И., Методы социологического исследования
Экспериментальная выборка
Киреева З.А., Методы психологического исследования
Комментарии
Аватар пользователя Катя
Катя

Здравствуйте! Мне нужна помощь социолога. Допустим необходимо опросить людей на избирательном округе (400 респондентов опросить) Как правильно распределить число интервьюеров и провести опрос (ошибка выборки 3- 4%) , чтобы равномерно был охвачен весь округ. В округе частные сектора и многоэтажки. Есть два способа распределения. Подскажите какие пожалуйста? Социологи отзовись!

Оставить комментарий