Функции социального управления

Функции социального управления — это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. Состав функций социального управления должен обеспечивать эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение ее состояния. Функции управления необходимо рассматривать с учетом следующих классификационных признаков:

  • особенностей процесса управления, т. е. выделения в нем признаков, присущих менеджменту как социальному явлению и раскрывающих законы и закономерности его формирования;
  • процесса социального развития, направленности управления на конкретные элементы этого процесса или сферы, объекты жизнедеятельности общества.


В силу этого процесса мы можем выделить основные и конкретные функции социального управления.

К основным функциям социального управления относятся такие формы проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей:

  • планирование (прогнозирование) — выработка и постановка целей и задач в сфере социального управления, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;
  • организация — создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур менеджмента как элементов процесса реализации планов и целей социального управления;
  • координация (регулирование) — обеспечение необходимой согласованности действий коллективов людей как элемент процесса реализации намеченных целей;
  • стимулирование (активизация) и обучение (инструктаж) — побуждение и подготовка людей к действию путем обеспечения повышения эффективности системы менеджмента как элемента процесса реализации целей управления;
  • контроль (анализ и учет) — систематическое наблюдение за деятельностью людей с целью выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации намеченных целей.

Перечисленные основные функции социального управления  действуют в единстве и взаимосвязи, однако переход от одной ступени (уровня) социального управления к другой сопровождается изменением соотношения их содержания и роли (например, ведущая для министерского уровня функция прогнозирования сменяется на цеховом уровне функцией организации и т. д.).

Если основные функции являются общими для любых процессов социального управления, в каких бы системах управления обществом они не осуществлялись, то конкретные функции присущи тем или иным конкретным элементам социальной системы, отражая их специфику. Например, производственно-хозяйственная деятельность предприятия может подразделяться на три стадии: подготовительную, производственную и заключительную, каждая из которых, обособляясь, представляет собой объект управления. Установление количественного состава объектов управления служит основанием для определения конкретных функций менеджмента, соответствующих каждому выделенному объекту социального управления. По содержанию каждая конкретная функция управления является, в свою очередь, комплексной и охватывает планирование, организацию, координацию, стимулирование, обучение и контроль организационно обособленных объектов воздействия.

Анализ управленческих функций. Важным условием совершенствования системы управления является анализ ее функций. Основные требования, предъявляемые к такому анализу, таковы:

  • четкое определение и структурное обособление объектов управления на основе разработанных критериев;
  • выделение конкретных функций управления, видов работ и операций;
  • четкое разделение труда между функциональными и линейными звеньями управляющей системы;
  • наличие положений о структурных звеньях и должностных инструкций;
  • разработка модели процесса управления на основе реализации и учета всех основных функций менеджмента;
  • обоснование путем сравнения модели процесса управления с фактически осуществляемой управленческой деятельностью основных направлений совершенствования системы управления.

Анализ функций социального управления предусматривает четыре основных этапа:

  • выделение объектов и конкретных функций управления;
  • построение модели процесса управления;
  • выявление фактически выполняемого состава работ и операций по реализации функций менеджмента;
  • сопоставление фактического состава управленческих работ с объективно необходимыми и выявление расхождений с построенной моделью.
Ключевые слова: Управление
Источник: Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Материалы по теме
Методы управления персоналом
Викулина О.В., Теория и практика психологии управления
Управленческое консультирование
Самыгии С.И., Менеджмент персонала
Проект-менеджмент
Корпоративный менеджмент
Планирование в менеджменте
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Управление временем менеджера
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Общая характеристика деятельности по управлению персоналом
Дейнека А.В., Управление персоналом
Классификация типов организационных структур управления
Под редакцией Афоничкина А.И. - Основы менеджмента (Учебник для вузов) - 2007
Управление как социальный феномен
Урбанович А. А. Психология управления
Оставить комментарий