Базовые ценности общества

Базовые ценности общества формируются исходя из целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период и отображают фундаментальные общественные потребности, сменяющие друг друга в социально-историческом времени и пространстве. Различают следующие базовые ценности.

Изобилие. Для поддержания целей самосохранения, продления рода и сохранения человеческого вида каждый член общества должен есть, одеваться, иметь жилище, семью и т.д. Какой уровень удовлетворения этих потребностей считать нормальным? Ведь само стремление к самосохранению (как и другие цели жизнедеятельности) бесконечно, и в отсутствие других целей и ценностей как бы хорошо ни жил человек ему захочется жить еще лучше. Поэтому какая ориентация будет у членов общества — будут ли они стремиться к дальнейшему улучшению условий жизни или ограничиваться необходимым — зависит от того, как сформулирована категория Изобилия в обществе.

Эта категория регламентирует в основном производственную и потребительскую деятельность членов общества, их возможность обладать теми или иными ресурсами, их права и обязанности. При этом действующая в обществе категория Изобилия формирует доминирующие источники существования данного общества: агрессию (например, народы-завоеватели), продуцирование (народы-производители), паразитирование. Тип, к которому будет относиться то или иное общество, также определяется категорией Изобилия.

Близкой по содержанию ценностью является категория Свободы, обозначающая возможность поступать согласно собственному волеизъявлению, которое не детерминировано внешними условиями и направлено на максимально возможное удовлетворение прежде всего естественных потребностей.

Справедливость. Это категория, отражающая существующее (или несуществующее) положение вещей как должное, соответствующее сущности и правам человека, или наоборот, как то, что противоречит им и потому должно быть устранено. Справедливость оценивает не просто какое-либо отдельное явление в целом, а соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения благ между людьми, в частности соотношение роли отдельных людей (социальных групп) в жизни общества и их социального положения.

Категории Справедливости близка по содержанию категория Равенства, означающая необходимость одинакового положения людей в обществе. Базовые ценности Равенства и Справедливости регламентируют в основном процессы распределения материальных и духовных благ, т. е. относятся в большей степени к сфере потребления.

Добро. Это базовая ценность общества, регламентирующая поведение членов общества, их взаимоотношения, но не так жестко и формально, как категории Справедливости и Равенства, а пользуясь для выражения таким инструментом, как общественное мнение и социальные санкции, определяя свои принципы в дихотомии "хорошего" и "плохого". Естественно, весь комплекс этических норм, определяемых рассматриваемой социальной ценностью, не может появиться сам по себе. Его разработка, систематизация и внедрение в сознание членов общества — задача сложная, требующая много времени. Этой категории тождественно понятие Благо. В философии оно является наиболее общим понятием для обозначения положительной ценности, предмета или явления, удовлетворяющих определенную человеческую потребность, отвечающих интересам, целям и устремлениям людей. Различают естественные блага — результат природных процессов (например, плодородие почвы) и общественные блага — продукты социальной деятельности. В зависимости от того, какие потребности удовлетворяются, различают блага материальные и духовные.

Красота. Это категория еще более высокого порядка. Она регламентирует не столько поведение членов общества и их взаимоотношения, сколько их отношение к жизни, к окружающему миру, делая это с помощью понятий о красивом и некрасивом, о прекрасном и безобразном. Категория Красоты в отличие от категории Добра, которая регламентирует только поведение человека, оставляет ему большие возможности для самовыражения, сохраняя в то же время его ориентацию на цели и задачи, значимые для общества. Категория Красоты отражает эмоциональную сторону общественного сознания. Еще один важный аспект рассматриваемой ценности состоит в том, что эта категория дает своеобразную "униформу" членам общества (стиль архитектуры, одежды, создание образцов прекрасного), объединяет их и противопоставляет окружающему миру. Это делает членов одного общества внешне похожими и отличает их от членов других обществ.

Судьба. Эта категория является разновидностью данной ценности (или близко к ней стоящей). Судьба — понятие, выражающее религиозно-идеалистическое представление о сверхъестественной силе, божественном промысле, предопределяющем все события в жизни людей. Представление о судьбе как божественном предопределении присуще всем современным религиям, однако в некоторых из них эти идеи сочетаются со свободой воли человека (например, православие и католицизм).

Истина. Это высшая базовая ценность общества. По природе она настолько абстрактна, что не имеет прямого отношения к поведению и деятельности, а регламентирует в основном познавательную сферу, способность человека к мышлению и интуитивному пониманию, а также поддерживает и закрепляет другие социальные ценности посредством Веры и Знания.

Таким образом, все базовые ценности общества присутствуют в каждой социальной общности, тесно взаимосвязаны. Однако эта взаимосвязь иерархическая, соподчиненная, при которой одни ценности существеннее влияют на другие. На наш взгляд, базовые ценности и их попеременное доминирование соответствуют основным социальным сословиям и попеременному доминированию в обществе этих сословий. Так, категория Истины соответствует в большей степени духовной аристократии и в целом религиозным эпохам (иррационально-интуитивное начало); категория Красоты более соответствует светской аристократии и героическим эпохам в целом (рационально-эмоциональное начало); категория Справедливости более соответствует "третьему сословию" и буржуазным эпохам в целом (рационально-мыслительное начало); категория Изобилия более соответствует люмпенизированным и маргинальным слоям и пролетарским эпохам в целом.

Ключевые слова: Общество, Ценности
Источник: Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Материалы по теме
Общество: понятие, признаки, типология. Информационное общество и его специфика
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Природа культурных ценностей
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Рационализации на уровне групп, обществ и народов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
«Очерк о даре» М. Мосса
Белик А.А., Культурная (социальная) антропология
Государство и идеалы гражданского общества
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Механизм взаимодействия гражданского общества и государства
Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). - М.: Юридический институт МИИТа, 2009. - 302 с....
Критическая теория общества
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Функциональная организация общества
Хмелевская С.А., Социальная философия и социология
Комментарии
Аватар пользователя Ifzar
Ifzar

Указанные ценности относительны и не базовы,
Справедливость, доброта - что это? Кто из двух спорящих сторон более справедлив или добр? судьба - это вообще что то из мистики, истина - кто в обществе отвечает за истину? ,красота - абсолютно неуловимое понятие, изобилие - слишком низкая для общества ценность.
Ценности в обществе должны быть абсолютны, понятны, хоть в преамбулу любой и каждой конституции.
Они должны быть понятны как пальцы на руке и собираться хоть в ладонь, хоть в кулак.

Оставить комментарий