К азам педагогики и педагогической психологии несомненно относится дидактика как теория образования. Ее задача — обеспечить усвоение содержания образования учащимися. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, а с другой — указывает, как нужно обучать и воспитывать.
Предметом вузовской дидактики является единство обучения, воспитания и развития, поскольку в учебном процессе не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера, развиваются способности учащихся.
Как и сама дидактика, принципы ее находятся в постоянном совершенствовании. Принципы наглядности, доступности, прочности и другие, касающиеся технической стороны обучения, применялись как в социалистической, так и в буржуазной школе. И там, и у нас они имели идеологическую направленность. Так, принцип наглядности, часто использовавшийся в буржуазной школе для того, чтобы помешать познанию внутренней сущности явлений, в советской школе использовался во взаимосвязи с принципом сознательности для раскрытия диалектико-материалистической сущности изучаемых явлений. Принцип прочности осуществлялся в дореволюционной школе путем многочисленных повторений (механическое заучивание, зубрежка), в советской школе этот принцип опять же вместе с принципом сознательности лежал в основе запоминания учащимися ключевых идей и фундаментальных фактов науки.
Опираясь на дидактические принципы, высказанные в «Дидактике средней школы», можно было бы, сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом:
- Развивающее и воспитывающее обучение.
- Научность и доступность, посильная трудность.
- Сознательность и творческая активность студентов при руководящей роли преподавателя.
- Наглядность и развитие теоретического мышления,
- Системность и систематичность обучения.
- Переход от обучения к самообразованию.
- Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.
- Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей студентов.
- Положительный эмоциональный фон обучения.
- Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей студентов.
- Гуманизация и гуманитаризация обучения.
- Компьютеризация обучения.
- Интегративность обучения, т. е. учет межпредметных связей.
- Инновативность обучения.