Основные стороны и функции эмоций

Традиционно в эмоциях различают три стороны: субъективное переживание, физиологические изменения и моторные реакции.

Субъективное переживание доступно самонаблюдению, рефлексии (об этой стороне эмоциональной жизни речь шла в предыдущем параграфе).

Однако люди не только восторгаются, пугаются или стыдятся, они при этом краснеют, бледнеют, изменяется мимика, выражение глаз, характер речи, телесных движений. Все эти внешние выражения эмоциональной активности, так или иначе связанные с моторными реакциями, называются экспрессиями. По экспрессиям, доступным объективному наблюдению, мы судим об эмоциональном состоянии людей и, следовательно, уточняем их фактическое отношение к ситуациям, событиям, другим людям.

Русский певец Ф. И. Шаляпин подчеркивал, что жест — не движение тела, а движение души. Мы знаем, что есть виды сценического искусства, в которых основными средствами создания художественного образа являются танец, пластика, жест, мимика исполнителя. Немецкий просветитель Г. К.Лихтенберг, живший в XVIII в., считал самой занимательной поверхностью на Земле человеческое лицо. Выдающийся педагог и социальный психолог А. С. Макаренко писал: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений».

Процессы возбуждения, возникающие в коре больших полушарий, распространяются на подкорковые структуры, в которых находятся центры сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, секреторной активности. В связи с этим переживание чувств сопровождается физиологическими процессами: изменением частоты дыхания и сердцебиения, кровоснабжения отдельных областей организма (покраснение от стыда, бледность от испуга), активности секреторных желез (слезы, пересыхание во рту от волнения, холодный пот); изменяются также давление крови, ее биохимический состав, электрическая проводимость кожи, пороги чувствительности.
 
Если субъективные переживания изучаются в самонаблюдении, а их внешние проявления — в наблюдении, то физиологические показатели выявляются с применением специальной аппаратуры, что может осуществляться в составе эксперимента. В качестве таких показателей могут выступить повышение давления крови, замедление моторной реакции, изменение величины дроби от деления времени вдоха на время выдоха, изменение кожно-гальванической реакции (КГР). Так, падение сопротивления кожи в период, непосредственно предшествовавший высказыванию испытуемым какой-либо идеи, может свидетельствовать о том, что испытуемый оценивал ее как значительную, перспективную.

В следственной практике применяется полиграф («детектор лжи»), в котором регистрируются четыре показателя — частота пульса, кровяное давление, частота дыхания и КГР. Следует иметь в виду (вопреки распространенному житейскому представлению), что сам аппарат не дает информации о правдивости или ложности ответов подследственного. Такое заключение делает специалист, анализирующий изменение психофизиологических реакций человека в зависимости от характера задаваемых ему вопросов. А последние бывают нейтральными, не имеющими отношения к следствию, «контрольными» — о событиях и фактах, которые бывают в жизни каждого человека, наконец, «критическими», имеющими прямое отношение к целям расследования.

В психологии эмоций важным считается вопрос об их функциях в жизни человека, в организации его поведения и деятельности.

Представление о детерминированности эмоциональных состояний потребностями человека сочетается с утверждениями о побуждающей функции эмоций. На эту функцию прямо указывал С Л. Рубинштейн. Известный польский психолог Я.Рейковский писал:

«...Мотивационный процесс можно рассматривать как особую форму эмоционального процесса, как более сложный тип регуляции. Ему присущи все особенности эмоционального процесса и, кроме того, способность придавать действиям определенную направленность. Иными словами, мотивация — это эмоция плюс направленность действий».

Не случайно люди часто рассуждают по схеме, в соответствии с которой такое-то чувство или такое-то переживание вызвало такое-то действие человека. Иначе говоря, действие одного человека объясняется сопереживанием, а поступок другого — завистью. В.К.Вилюнас писал:

«...Проблема мотивации вытеснила проблему побуждающих переживаний, вместо того чтобы включить ее в себя и дать ей объяснение».

Функция мобилизации активности проявляется в экстремальных условиях. Установлено, что в такого рода условиях организм способен развивать мощность, многократно превышающую номинальную. Это происходит в ситуациях повышенной опасности, борьбы, бегства, в состояниях аффекта. В художественной литературе можно прочитать, как человек в критической ситуации совершает физическое действие, на которое у него в другое время не хватило бы сил, или как умирающий под влиянием очень значимого известия находит в себе ресурсы для продолжения жизни.

Наличие памяти обусловливает функцию следообразования. Ассоциативная связь между жизненной ситуацией и вызванным ею эмоциональным состоянием участвует в регуляции последующего поведения. Отрицательная эмоция удерживает человека или животное от повторения ошибки в будущем при встрече с похожей ситуацией. Ребенок, однажды напуганный собакой, будет впредь избегать общения с собаками. По этой же логике положительная эмоция закрепляет приемлемые формы поведения.

Одна из функций эмоций — компенсации информационного дефицита. П. В. Симонов, имея в виду интуицию, пишет об эмоциональном предчувствии. Необходимость в интуиции возникает там, где знаний и логики оказывается недостаточно для решения проблемы. И тогда эмоции выступают как механизм, восполняющий недостаток информации. Большое значение данный факт имеет в формировании гипотез. Есть исследование О.К.Тихомирова и Ю. Е. Виноградова, которое показало, что эмоции в решении мыслительных задач могут выступать в функции эвристик.

Функция коммуникации, реализующаяся благодаря экспрессивной составляющей эмоций, хорошо видна уже в животном мире. Если одно животное приближается к другому мягкой походкой, повиливая хвостом, это другое животное также настраивается на миролюбивый лад. Если же первое животное ощетинилось и оскалило зубы, то второе готовится к схватке или бегству.

Наконец, выделяется функция оценки. Когда мы, например, радуемся, симпатизируем кому-то, тревожимся, это может означать соответственно, что мы оцениваем некое событие как успех или фактор в пользу достижения цели, что мы оцениваем человека как привлекательного, а возникшую ситуацию — как угрожающую. Удивление в проблемной ситуации тоже может рассматриваться как эмоциональная оценка несоответствия обнаруженных в ней отношений нашему личному опыту.

Ключевые слова: Эмоции
Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология
Материалы по теме
Расстройства эмоциональной сферы
А. А. Дроздов, М. В. Дроздова., «Полный справочник психотерапевта»: Эксмо; Москва; 2007 ISBN...
Периферические компоненты эмоций
...
Эмоции в педагогической речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Агрессивность у детей до трех лет
Раттер М., Помощь трудным детям
Классификация эмоций
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Эмоциональные качества личности
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Общие особенности эмоциональной сферы ребенка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Развитие эмоциональности: специфика и особенности
...
Оставить комментарий