«Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей...»
(К. Маркс).
Потребность — это испытываемая, переживаемая личностью нужда в каких-либо условиях для существования и развития. В общепсихологическом контексте вместо слова «личность» можно использовать термин «организм», ибо потребности есть и у животных. Однако важно, что потребность переживается. Без переживания нет потребности. Ведь объективная нужда в некоторых условиях для существования и развития есть и у растений, но у последних нет потребностей. Потребности, конечно, осознаются людьми, но нельзя потребность вообще определять как осознаваемую нужду, так как люди далеко не всегда свои потребности осознают, а животным это осознание вообще несвойственно.
Традиционно потребности делят по происхождению на естественные, т.е. организменные, — в пище, питье, температурном режиме, сне, существе противоположного пола и др., и культурные, имеющие общественно-историческое происхождение, — познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность, потребность в труде, в достижениях. По своему предмету потребности бывают материальными и духовными. Под влиянием первых мы приобретаем, например, одежду и предметы домашнего обихода. Перечень духовных потребностей (в познании, творчестве, общении, эстетическом наслаждении и др.) частично совпадает с перечнем культурных. Однако все это схематично. Ведь эстетическая потребность оказывает сильное влияние на приобретение одежды, потребность в общении далеко не во всех случаях выступает как духовная потребность, труд может рассматриваться не как потребность, а как способ удовлетворения других потребностей.
Популярной стала классификация потребностей, принадлежащая одному из основателей гуманистической психологии — А. Маслоу. Точнее, речь идет об иерархии потребностей. На низшей ступени пирамиды потребностей находятся физиологические потребности. На следующей — потребность в безопасности, выражающаяся в стремлении к надежности существования, здоровью, обеспечению завтрашнего дня и т.п. На третьей ступени — потребность в принадлежности к социальной группе, в привязанностях и любви. Далее идет потребность в уважении, признании. Наконец, на последней, пятой ступени — потребность в самоактуализации, в реализации своих способностей, творческих возможностей.
Удовлетворение, относящихся к предыдущей ступени, создает условия для развития потребностей, относящихся к следующей ступени. Потребности, отнесенные к основанию пирамиды, в среднем удовлетворяются полнее, чем расположенные у вершины, поэтому уровня самоактуализации достигают лишь некоторые люди.
Л.И. Божович наметила некоторые линии развития потребностей в онтогенезе:
- через изменение положения ребенка в жизни, в системе его взаимоотношений с другими людьми: от потребностей, связанных с новой социальной позицией школьника, к потребностям, связанным с позицией ребенка в коллективе сверстников, и далее — к потребностям, связанным с позицией будущего члена общества;
- новые потребности возникают в связи с усвоением новых форм поведения и деятельности; у многих детей, научившихся читать, возникает потребность в чтении, научившихся слушать музыку — потребность в музыке;
- происходит развитие внутри каждой потребности — от элементарных ее форм к более сложным (например, от эпизодического учебного интереса до в принципе неисчерпаемой потребности в теоретических знаниях);
- развивается соотношение взаимодействующих потребностей и мотивов.
Фундаментальной потребностью личности является потребность в самоутверждении, по-видимому, впервые она проявляется у детей в возрасте трех лет. Хорошо, если удовлетворение и развитие этой потребности идет в конструктивных формах, в видах деятельности, полезных обществу, плохо, если этот процесс отрывается от созидательной активности, и человек направляет свою энергию в ущерб другим людям и в конечном счете — самому себе. Можно полагать, что самоактуализация — один из путей самоутверждения личности.