Возрастная норма

Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что понятие возрастная норма определить и операционализировать, т. е. представить в доступной для измерения форме, весьма сложно. Выделяются следующие подходы к определению данного понятия.

Возрастная норма и статистический подход. Он базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств, или признаков, подчиняется нормальному закону. Такое распределение может быть представлено графически в виде кривой Гаусса, или частотной кривой, которая имеет вид колокола и называется иногда колоколообразной кривой.

Нормальным признается такое значение признака, которое оказывается в пределах среднего или оговоренной меры распределения, как правило выраженной в виде стандартного отклонения. Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам) границы, считаются ненормальными. Таким образом, статистические методы позволяют оценить однородность выборки и популяции с точки зрения изменчивости определенного количественного признака индивида.

Преимущества статистического подхода заключаются в том, что норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Кроме того, как максимальная частота появления определенного показателя, она соответствует общепринятому представлению нормальности. Однако статистическое толкование нормы встречает ряд серьезных трудностей и расходится с реальными фактами. Недостатки заключаются в следующем:

  • редко встречающиеся значения изучаемого признака рассматриваются как аномальные; в частности, при статистическом подходе одаренность следует рассматривать как отклонение от нормы, т. е. как патологию;
  • статистически определяемая норма имеет ситуативный характер; она дает представление о признаке «здесь и сейчас» и, строго говоря, не позволяет переносить результаты на другую популяцию, другие условия и другое время;
  • статистически определяемая норма применима, если используется один репрезентативный показатель; наличие двух и большего числа показателей приведет к тому, что кривые распределения для каждого будут давать свой вариант границ нормы, а их объединение сузит диапазон нормы, взятый одновременно по двум и более показателям;
  • статистическое определение нормы не обеспечивает содержательного толкования самого понятия применительно к изучаемому признаку;
  • все функции, процессы и явления, которые нельзя выразить в количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы.

Функционально-системный подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию возрастной нормы. В этом случае возрастная норма понимается не как набор стандартных критериев, а как провес, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К. В. Судаков, психологическая и физиологическая возрастная норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное сопа-сование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды.

Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию такого понятия, как возрастная норма и обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания (в отличие от статистической нормы). Однако подобное толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Явно дискуссионными при этом подходе остаются способы описания понятия возрастная норма и установления ее критериев.

Медико-биологический подход. Этот подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе ЦНС. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств (социальных условий, развития науки и т.п.).

Иными словами, понятие возрастная норма является динамичной категорией, функционирующей, однако, в определенных пределах, которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В результате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, т. е. статистические нормы.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения - их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития. Большинство индивидуальных вариаций в развитии обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости этих систем. Таким образом, возрастная норма рассматриваться как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития; последние могут группироваться в типы и образовывать типологические возрастные нормы.

Ключевые слова: Возраст
Источник: Марцинковская Т.Д., Психология развития
Материалы по теме
Структура возрастного кризиса
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Тридцатилетие: кризис неоправданных надежд
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Методики определения психологического и социального возраста
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Периодизация возрастного развития в отечественной психологии
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Возрастное развитие психики
Коломинский Я.Л., Основы психологии
Возрастные особенности творчества
Николаева Е.И., «Психология детского творчества. 2-е изд.»: Питер; Санкт-Петербург; 2010...
Возрастная динамика завистливости
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Интеллект в пожилом возрасте
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Оставить комментарий