Говоря об умениях учителя в целом, считают, что в собственно дидактическом плане все педагогические умения сводятся к трем основаниям:
- умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации;
- умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
- умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей, конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации.
Педагогические умения изучались целым рядом зарубежных и отечественных психологов и педагогов. Рассмотрим в качестве примера классификацию педагогических умений, предложенную А.К. Марковой.
Первая группа:
- умение видеть в педагогической ситуации проблему и оформлять ее в виде педагогических задач;
- умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося участника образовательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели;
- изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
- конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные;
- принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации;
- умение с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций;
- предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач.
Педагогические умения второй группы делятся на три подгруппы.
Подгруппа «чему учить»: умение работать с содержанием учебного материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях обучения), выделять основные идеи учебного предмета и обновлять его содержание за счет использования результатов современных исследований; способность к педагогической интерпретации социальной информации; формирование у обучающихся общих и специальных дидактических умений и навыков, осуществление межпредметных связей.
Подгруппа «кого учить»: умение изучать закономерности и особенности функционирования отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др.) и целостных характеристик видов деятельности (учебной, трудовой); изучать реальные учебные возможности обучающихся, различать успеваемость и личностные качества учеников; выявлять зону не только наличного, но и ближайшего уровня развития; проектировать и формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности; осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.
Подгруппа «как учить»: умение отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания; умение сравнивать и обобщать педагогические ситуации; организовывать самостоятельную учебную деятельность; осуществлять вариативность при решении учебных задач.
Третья группа:
- умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность в современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта;
- хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда;
- соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;
- умения видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценить свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей;
- умение строить планы развития своей педагогической деятельности и др.
Четвертая группа: приемы постановки широкого спектра названных выше коммуникативных задач, наиглавнейшей из которых является создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению.
Пятая группа: приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся:
- умение понять позицию другого в общении, проявить к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
- умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
- умение встать на точку зрения ученика («децентрация» учителя);
- создать обстановку доверительности, терпимости к непохожести другого человека;
- владение средствами, усиливающими воздействие (приемы риторики); преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;
- преобладание демократического стиля руководства;
- умение владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении (например, занять позицию ученика);
- готового поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним; умение поддерживать равное отношение ко всем детям;
- отказ от корпоративного стереотипа «учитель всегда прав»;
- умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами, слушать и слышать ученика, не прерывая его речи и учебных действий;
- воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
- умение не бояться обратной связи с учениками;
- действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.
Шестая группа:
- это прежде всего умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, способного противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности;
- реализовывать и развивать свои педагогические умения, включая как их перцептивный компонент (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управленческий (умения воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели);
- умение управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер;
- осознавать свои позитивные возможности и тем самым способствовать упрочению своей позитивной Я-концепции;
- умение овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство); осуществлять творческий поиск.
Седьмая группа: умение осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, используя все положительное из своих природных данных; укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.
Восьмая группа:
- умение определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года;
- определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года;
- выявлять отдельные показатели обучаемости (активность ориентировки, определять дозированную помощь, необходимую для продвижения данного ученика, выявлять на этой основе причины отставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход);
- умение поэтапно отрабатывать все компоненты обучаемости; стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.
Девятая группа:
- оценивание учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников;
- умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;
- умение учителя увидеть личность ученика в целом — во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает;
- умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего).