Психология групп

Группа - звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.

Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:

  1. некоторая продолжительность существования,
  2. наличие общей цели или целей,
  3. взаимодействие членов группы,
  4. развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры,
  5. осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.

Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.

Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys - положение, состояние) - это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.

Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Лидер (от англ. leader - ведущий):

  • за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях,
  • играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе,
  • обычно выдвигается стихийно,
  • может не иметь официальных прав и обязанностей в группе,
  • ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных,
  • в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями,
  • не несет официальной ответственности за состояние дел в группе.

Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).

Лидирование в сфере ведущей (чаще всего - инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация - следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.

Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.

В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.
Руководитель:

  • обычно назначается официально,
  • ему официально предоставляются некоторые права и обязанности,
  • обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных,
  • представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне,
  • несет официальную ответственность за состояние дел в группе.

Основные функции руководителя:

  1. организация и контроль деятельности подчиненных,
  2. принятие решения,
  3. представительство во внешней социальной среде,
  4. воспитательная функция,
  5. экспертно-консультативная функция.

Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.

Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.

Для изучения структуры группы используется социометрическая методика

Ключевые слова: Группа
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме
Особенности психологии социальных классов
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Характеристика межгрупповых конфликтов
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Влияние группового меньшинства
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Группы встреч
Старшенбаум Г.В., Групповой психотерапевт
Рационализации на уровне групп, обществ и народов
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Групповая дискуссия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Референтные группы
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Понятие малой группы и коллектива
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Оставить комментарий