Макроструктура деятельности

Деятельность имеет сложное иерархическое строение и состоит из нескольких «слоев» или «уровней»:

  1. уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности);
  2. уровень действий;
  3. уровень операций;
  4. уровень психофизиологических функций.

При рассмотрении макроструктуры деятельности нам придется нарушить последовательность и начать рассмотрение со 2-го уровня: уровня «Действия».

2-й уровень: ДЕЙСТВИЕ.
Действие - основная единица анализа деятельности.
Определение. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели.

Человеческая деятельность проявляется в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность - в учебных действиях и т. д.

«Промежуточный» результат, которому подчиняются трудовые процессы человека, должен быть выделен для него субъективно - в форме представления. Это процесс осознания цели.

Определение. Цель - образ желаемого результата (то есть того результата, который должен быть достигнут в результате выполнения действия).

Имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия.

Цели не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Выделение и осознание цели - это не автоматический акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием. Как отмечал Гегель индивид «не может определить цель своего действования, пока он не действовал».

Характеризуя понятие «действие» можно выделить 4 момента:

  1. Действие включает в качестве необходимого компонента своего осуществления акт сознания в виде постановки и удержания цели.
  2. В отличие от бихевиоризма теория деятельности рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием (движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность).
  3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности.
  4. Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. «Представляемый результат» (цель) может быть любым: производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

Рассмотрим связку цель - действие (Ц-Д). Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Сами цели характеризуются чрезвычайным разнообразием, а главное разномасштабностью. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно, всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные «этажи» иерархической системы действий.

Опыт относительно состава и последовательности действий обычно передается в ходе обучения, в форме правил, советов, инструкций, программ.

Деятельность и действие представляют собой не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая таким образом свою относительную самостоятельность.

Действие может быть как внешним, выполняемым с помощью внешнего двигательного аппарата, так и внутренним, выполняемым в уме.

Внешние предметные действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира.

Умственные действия - это действия, выполняемые во внутренем плане сознания. Умственные действия обязательно включают и моторно-двигательные компоненты.

Умственные действия подразделяются на перцептивные (формируют целостный образ восприятия предметов и явлений), мнемические (обеспечивают запоминание, хранение и воспроизведение информации), мыслительные (обеспечивают решение задач), имажи-тивные (благодаря им возможно воображение в процессе творчества).

Но в любом случае, как внешние действия, так и умственные подчинены целям.

1-й уровень: ОСОБЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (или особые виды деятельности).
Совокупность действий, которая как бы «гнездится» вокруг одного мотива называют особенной деятельностью или особенным видом деятельности.

Особенные виды деятельности хорошо известны. В качестве примера можно привести игровую, учебную, трудовую деятельности. За этими формами активности даже в обыденной речи закрепилось слово «деятельность». Одна и та же деятельность может побуждаться разными мотивами, в этом случае говорят о полимотивации деятельности. Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по форме, по способу осуществления, по эмоциональным характеристикам, по их физиологическим механизмам и т. д.

3-й уровень: ОПЕРАЦИИ.
Помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно предметными условиями ее достижения. Поэтому действие имеет особое качество, а именно способы, какими оно осуществляется.

Определение. Операцией называется способ выполнения действия.

Совершить действие, т. е. достичь одну и ту же цель можно несколькими способами (совершить разные операции). Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия; то, что называют «техникой», ловкостью, сноровкой, относят почти исключительно к уровню операций.

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие подчинено цели, то операция - условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние свойства самого действующего субъекта.

Определение. Цель, данная в определенных условиях, называется задачей.

Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать действия и операции, реализующие их. О действии без операции, или о действии, абстрагированном от операций, возможно говорить, пожалуй, только на этапе планирования.

Планируемое действие Ц -»Д
Осуществляющееся действие
Ц+ (Условие)-» Д (операции)

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия.

По существу, уровень операций заполнен автоматизированными действиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно и характеристики операций.

Операции бывают двух видов:

  1. Возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания. Эти операции практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных условиях.
  2. Возникают из действий путем их автоматизации. Эти операции находятся на границе сознания, они как бы «подстораживаются» сознанием и могут стать актуально сознаваемыми: осознаваемость (неосознаваемомость) операций означает подвижность границы между операциями и действиями. Движение границы вверх, означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности (самих действий становится меньше).

Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы (самих действий становится больше).

4-й уровень: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ.
Когда мы говорим о том, что субъект осуществляет некоторую деятельность, нельзя забывать, что этот субъект представляет собой одновременно и организм с высокоразвитой (высокороганизованной) нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т. д.

Определение. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимается физиологическое обеспечение психических процессов.

К ним относятся ряд способностей нашего организма, например, такие как способности к ощущению, моторная способность, способность к образованию и фиксации следов прошлых воздействий. Соответственно говорят о сенсорной, моторной, мнемической функциях.

Психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их «организмиче-ского» характера. Они достаются субъекту деятельности от природы; он ничего не должен «делать», чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию.

То есть психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможно было бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

Ключевые слова: Деятельность
Источник: Творогова Н.Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме
Ведущая деятельность в юношеском возрасте
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Взаимодействие как организация совместной деятельности
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Развитие личности в деятельностном подходе
...
Эмоции, деятельность и поведение
Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности
Механизмы формирования стиля деятельности
...
Сущность педагогической деятельности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Особенности игровой деятельности
Новиков А.М., Методология образования
Стили педагогической деятельности
Ильин Е.П., Дифференциальная психофизиология
Оставить комментарий