Дианетика

Дианетика (от греч. диа — через, ноос — разум), или современная наука душевного здоровья, — любимое детище известнейшего писателя-фантаста Л. Рона Хаббарда. Хотя сам Рон Хаббард достаточно прохладно отзывался об официальной психотерапии (так же к нему относятся и терапевты), есть основания считать дианетику одной из оригинальных ветвей психотерапии, некоторые его идеи могут быть использованы в системе традиционной психотерапии.

Хаббард создал также новую религию — сайентологию. Организация и основные принципы этого религиозного сообщества дают основание подозревать, что оно является своеобразным видом тоталитарной секты. Книги Хаббарда наполнены необычной и усложненной терминологией, призванной, видимо, затруднить понимание простых принципов, заложенных в основу данной концепции.

Основные идеи

Главная задача дианетики, как она определяется Роном Хаббардом, — достижение человеком состояния «клир», т.е. состояния чистоты, которое дает человеку здоровье, счастье и исключительные способности. У такого человека отсутствуют аберрации, т.е. отклонения от рационального мышления и поведения, и поэтому он приходит к наилучшим возможным решениям.

В жизни обычного человека аберрации, т.е. нарушения рационального и эффективного функционирования, происходят часто, они проявляются как в иррациональном поведении, так и в разнообразных психических и психосоматических заболеваниях, так или иначе препятствуя выживанию человека. Причина аберраций коренится в содержащихся в психике индивида инграммах, т.е. скрытых записях, которые не влияют на его деятельность до тех пор, пока какая-то ключевая ассоциация не вызовет ту или иную инграмму к жизни. Инграммы содержатся в так называемом реактивном уме (Фрейд бы сказал — в бессознательном), который действует, не рассуждая, в ответ на ключевой сигнал, и инграмма срабатывает как команда, требующая безусловного исполнения, при этом разумное поведение разрушается самым неожиданным образом, а источник этих нарушений не доступен воздействию разума.

Инграммы попадают в реактивный ум в состояниях бессознательности, например в гипнотическом сне, при потере сознания из-за травмы или шока, при отравлении наркотиками или при общем наркозе при операции, в пренатальном состоянии (в утробе матери) и во время родов.

Все, что говорится вокруг человека, находящегося в состоянии бессознательности, дословно записывается в его реактивный ум, а в дальнейшем, при столкновении с подходящим ассоциативным сигналом, может быть воспроизведено как команда, происхождение которой самому индивиду неизвестно и сопротивление которой весьма затруднено. Например, во время родов мать может в отчаянии повторять: «Я не могу, не могу. Нет, это невозможно. Это никогда не кончится». Эти слова, сопровождаемые соответствующей негативной эмоцией, могут без всякой критики записаться в реактивный ум ребенка, в дальнейшей жизни этого человека подобная инграмма может воспроизводиться под воздействием ключевого раздражителя (в НЛП это называется «якорем»), который ассоциирован с этой инграммой. Воспроизведение такой инграммы приводит человека в состояние отчаяния и депрессии, он чувствует, что не в состоянии с чем-то справиться.

Особое значение в этом смысле имеет внутриутробный период развития, причем Р.Хаббард считает, что инграммы могут записываться в психику ребенка с первых же дней после зачатия (это уже смыкается с восточными концепциями, знатоком которых был Р.Хаббард). Самыеранние инграммы имеют самое большое значение, и их вычищение также наиболее важно, они называются бэйсик-бэйсик (т.е. основные базовые).

Практически все, что происходит с ребенком в утробе матери, без критики записывается в его реактивный ум: это могут быть попытка матери сделать аборт, семейные скандалы, половой акт во время беременности, болезненное состояние матери и т.д. Так же в момент родов реактивный ум ребенка записывает огромное количество инграмм, загруженных отрицательными эмоциями, поэтому Р. Хаббард считает, что в родовых отделениях должна стоять полная тишина, чтобы снизить уровень аберраций у будущих поколений.

С помощью специальных методик можно вычищать отрицательные инграммы из реактивного ума и при достижении состояния «клир» человек уже практически не имеет аберраций и способен к оптимальному выживанию. Выживание есть единственная подлинная цель жизни (с точки зрения Хаббарда), и чем выше степень выживания, тем больше непосредственное ощущение счастья. Но выживание, по Хаббарду, включает в себя не только максимальное выживание человека ради него самого (это только первая динамика), но и выживание посредством половой деятельности, рождения и воспитания детей (вторая динамика), а также выживание группы, к которой принадлежит человек, и ее культуры (третья динамика) и, наконец, выживание всего человечества, его культуры и всей природы (четвертая динамика). Чем дальше каждая из динамик от нулевого уровня выживания, тем выше эффективность и счастье человека.

Терапия

Терапия в дианетике осуществляется как взаимодействие преклира, т. е. еще не очищенного от инграмм индивида, и одитора — или человека, обученного терапии дианетики. Одитировать (англ.) означает «слушать и рассчитывать».

Процесс терапии состоит в ведении преклира по траку времени, т. е. по линии времени назад в прошлое, даже в пренаталъное состояние и вплоть до зачатия, и слушании того, что он воспроизводит, наталкиваясь на те или иные инграммы в своем прошлом. Р. Хаббард настаивает, что это не просто воспоминание, но реальное возвращение именно в тот момент, когда была записана та или иная инграмма (напоминает механизм регрессии в психоанализе и путешествие по линии времени в НЛП). Натолкнувшись при путешествии по траку времени на ту или иную инграмму, преклир воспроизводит ее вслух и в дальнейшем циклически повторяет, что приводит к разрядке эмоционально-энергетической составляющей инграммы и тем самым к ее ослаблению и даже полному стиранию (метод репитера, кстати, взятый на вооружение и Ф. Перлзом, см. гл. «Гештальттерапия»).

Процесс дианетической терапии нельзя назвать гипнозом (хотя клиент, конечно, находится в трансовом состоянии), потому что в гипнозе в основном записываются те или иные команды в реактивный ум клиента, а дианетика ставит своей целью вычищение подобных команд. Используются специальные приемы, чтобы избежать возможных случайных внушений со стороны одитора.

Основная модель терапии может быть представлена следующим образом. Пациент сидит в удобном кресле или лежит на кушетке в тихой комнате, где его ничего не отвлекает, одитор предлагает ему смотреть в потолок.

Одитор монотонно считает вслух от одного до семи снова и снова, пока глаза пациента не закроются сами собой (по сути это наведение транса). Это не сон, пациент полностью осознает все, что с ним происходит, и подрагивание его ресниц является для одитора показателем оптимального состояния для возвращения по траку времени. Одитор договаривается с преклиром, что когда он в конце сессии произнесет слово «отменяю», автоматически сотрутся все случайные внушения, сделанные им во время сессии.

Далее преклир начинает свое продвижение в прошлое, пока не натыкается на тот или иной инцидент, породивший инграмму. Одитор работает с преклиром над получением всей необходимой информации об инциденте. Затем с помощью репитера или других приемов сокращаются все инграммы, с которыми преклир вступил в контакт, чтобы больше у них не оставалось эмоционально-энергетического заряда.

После этого пациент возвращается в настоящее время, одитор убеждается, что он действительно в настоящем времени, произносит слово «отменяю» и восстанавливает полное осознание окружающей среды.

Пример.
Одитор. Вы в настоящем времени?
Пре-клир. Конечно.
Одитор. Как вы себя чувствуете?
Пре-клир. О, у меня немножко болит голова.
Одитор. Закройте глаза. Теперь скажите: «Стой здесь».
Пре-клир. Ладно. Стой здесь. Стой здесь. Стой здесь... (Несколько раз).
Одитор. Вы двигаетесь?
Пре-клир. Нет.
Одитор. Скажите: «Я пойман. Я пойман». Пре-клир. Я пойман. Я пойман... (Несколько раз). Одитор. Вы движетесь по траку? Пре-клир. Не-а.
Одитор. Скажите: «Я в западне». Пре-клир. Я в западне. Я... Ой, моя голова! Одитор. Продолжайте повторять.
Пре-клир. Я в западне. Я в западне. Я в западне. Ой! Стало хуже! (Его соматика становится сильнее по мере приближения к инграмме, удерживающей его по другую сторону барьера, которым отгорожена «бессознательность»).
Одитор. Продолжайте повторять.
Пре-клир. Я в западне. О, Боже мой, я в западне. Я никогда не вырвусь из этого места. Я никогда не вырвусь. Я в западне!
Одитор. Подойдите к ней поближе. Убедитесь, что в ней больше ничего не осталось. (Трюк, направленный на то, чтобы пре-клир не пересказывал опять то, что он только что сказал, а продолжал работать над инг-раммой).
Пре-клир. Голова болит! Дайте мне добраться до настоящего времени!
Одитор. Пройдите ее опять. (Если в пре-клире обнаруживается такой сильный заряд, он будет расстроен и в инцидент может в следующий раз будет трудно войти).
Пре-клир. О, Боже мой, я в западне. Я боюсь, что попалась. (Появилось новое слово). Я никогда не выберусь из этого места, пока жива. Я в западне. Я никогда не вырвусь. Я в западне. Я никогда не вырвусь. Я в западне.
(В сторону). Она плачет. О, зачем мне нужно было выходить замуж за такого человека!
Одитор. Как Ваша голова?
Пре-клир. Болит меньше. Эй, это скверная шутка! Она колотит себя по животу. Злюка! Будь ты проклята!
Одитор. Переживите это опять. Давайте убедимся, что в ней нет ничего больше. (Тот же механизм для того, чтобы удержать пре-клира от проигрывания только что сказанного вместо того, что он теперь получает из инграммы. Если он проигрывает вместо того, чтобы повторно переживать, инграмма не поднимется).
Пре-клир. (Так и делает, находя новые слова и несколько звуков, включая глухие удары в ее живот и гудок машины на улице). Только не говорите мне, что я должна пройти этот инцидент опять.
Одитор. Пройдите опять, пожалуйста.
Пре-клир. Ну, эта дама пытается вмять мою голову и избавиться от меня. Но я выскочил наружу и хорошенько ее побил.
Одитор. Пожалуйста, пройдите еще раз эту инграмму.
Пре-клир. (Пре-клир начинает, но вдруг обнаруживает, что инграмма, как нитка с петлей, выпрямляется и содержит больше данных в том месте, где была петля). Я должна подумать, что сказать Гарри. Он на меня набросится. (Это было источником шутки о выпрыгивании).
Одитор. Пожалуйста, пройдите ее опять. Там может быть больше данных.
Пре-клир. (Так и делает, прежние части инграммы сокращаются, появляются два новых звука: ее шаги и текущая вода. Затем он становится весел и смеется).

Инграммы часто препятствуют своему нахождению, поскольку обычно содержат указание на невозможность чего-либо сделать, эта команда распространяется и на процесс поиска инграммы. Однако если быть настойчивым, то всегда можно найти и вычистить инграммы. Около 500 часов одитинга (это соответствует пяти-шести годам психоанализа) достаточно, чтобы достичь полного очищения, т.е. чтобы сделать обычного человека «клиром» в терминах дианетики.

В принципе то, что описано выше, представляет собой вполне грамотную психотерапевтическую процедуру в стиле трансперсональной терапии с погружением клиента в транс, но проблемы взаимоотношения психотерапии и дианетики состоят в том, что последняя не признает себя ветвью психотерапии, и организации, занимающиеся распространением дианетики и сайентологии, достаточно закрыты и имеют много черт, свойственных тоталитарным сектам.

В настоящее время достаточно широко распространена психотерапевтическая система, основанная также на идее стирания отрицательной эмоционально-заряженной информации, но с помощью специально организованной системы движений глаз.

Ключевые слова: Терапия
Источник: Линде Н.Д., Основы современной психотерапии
Материалы по теме
Негативная терапевтическая реакция
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Первичная терапия Янова
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Электросудорожная терапия
Подкорытов. Чайка., Депрессии. Современная терапия
Краниоцеребральная гипотермия
Подкорытов. Чайка., Депрессии. Современная терапия
Биологическая обратная связь
Подкорытов. Чайка., Депрессии. Современная терапия; Б. Карвасарский, Психотерапевтическая...
Репаративная терапия
...
Холотропная терапия
Линде Н.Д., Основы современной психотерапии
Игротерапия: общая характеристика метода
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Оставить комментарий