Взаимодействие в группе

Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели.

Группе присущи следующие общие закономерности:

  1. группа неизбежно будет структурироваться;
  2. Группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят);
  3. флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают:

  1. группы членства;
  2. референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции:

  1. социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов;
  2. нормативную функцию, так как референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Взаимодействие в группе по характеру и формам организации подразделяется на следующее.

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой; межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера. В группах распределение власти тесно связано с характером коммуникации, обмена информацией и идеями.

Можно провести классификацию групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы:

группа закрытого типа:

  • построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;
  • информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы);
  • каждый человек знает свое жесткое место;
  • в группе ценятся традиции;
  • руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;
  • такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях;

случайная группа, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также типичны для новых коммерческих структур в ситуации рыночной неопределенности;
открытая группа, в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них - общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей;
группа синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все - синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования.

Если встречается какое-то препятствие, каждая группа усиливает свою отличительную особенность:

  • пирамидальная - усиливает порядок, дисциплину, контроль;
  • случайная- ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы;
  • открытая - ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры; ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать;
  • синхронная - ее успех зависит от таланта, авторитета "пророка", который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему.

Принято считать, что оптимальная по численности группа должна насчитывать 7 ± 2  (т. е. 5, 7,9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу.

С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют восемь социальных ролей, и, если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за "того парня", что и создает конфликтную ситуацию.

Руководителю коллектива (менеджеру) необходимо хорошо знать эти роли. Это:

  1. координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;
  2. генератор идей, стремящийся докопаться до истины, воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии;
  3. исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто "тонет" в мелочах;
  4. энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;
  5. контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей;
  6. работяга, не стремящийся занять ничье место;
  7. искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива;
  8. шлифовщик - он необходим, чтобы не перешли последней черты.

Таким образом, для того чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов. Члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий менеджера.

В группах протекают динамические процессы:

  • давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;
  • формирование социальных ролей, распределение групповых ролей;
  • изменение активности членов: возможны феномены фацилитации - усиление энергии человека в присутствии других людей; феномены ингибиции - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;
  • изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен "групповая нормализация" - формирование усредненного группового стандарта-нормы;
  • феномен "групповой поляризации", "экстремизация" - приближение общегруппового мнения к какому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто "сдвиг к риску", когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально.

Стадии формирования группы:

  1. ориентировка в ситуации, адаптация, притирка (общение по парам) - складываются межличностные отношения
  2. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА - формирования групповых норм, становление группового самосознания
  3. стадия конфликтов (столкновение между отдельными членами группы в силу переоценки ими своих возможностей, столкновение группировок, возможны конфликты с руководителем и официальным активом группы)
  4. переходная от конфликтов к сбалансированности в отношениях между членами группы (стабилизация, распределения ролей, лидерства)
  5. экспериментирования - появляется сложившаяся группа - чувство "мы", постепенная интеграция групповых и индивидуальных целей, повышается роль учебной цели, но группа работает "рывками": удачи-неудачи
  6. опыт успешного решения проблем (преобладает деловая структура отношений)
  7. ЭТАП СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА - эмоциональное сплочение (личные взаимодействия становятся очень тесными, доброжелательные отношения - эмоциональное сопереживание)
  8. актуализация (деловое, эмоциональное и ценностное сплочение, близость мнений, ценностное единство, способность к самоуправлению, способность к эффективному разрешению проблем и расхождений)
Ключевые слова: Группа
Источник: Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Материалы по теме
Структура малой группы
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Глобальные социальные группы (общности)
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Групповая психотерапия подростков
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Теория группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Формирование внутригрупповых отношений
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Роль и ролевое поведение индивида в группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Психические явления в больших социальных группах
Горбунова М.Ю., Социальная психология
Характеристика внутригруппового межличностного конфликта
Битянова М.Р., Социальная психология
Оставить комментарий