Эффективность работы группы

На эффективность работы группы влияют следующие факторы:
1. Руководство — важнейший фактор, определяющий качество работы коллектива. Людей, от природы одаренных организаторскими способностями, в десятки раз меньше, чем тех, кто обладает способностями математическими или музыкальными. В настоящее время психологи разработали методики по оценке организаторских способностей менеджеров.
2. Квалификация сотрудников. Коллектив должен состоять из таких сотрудников, которые могут плодотворно работать вместе, квалифицированно решая задачи, обеспечивающие конечные цели.
3. Микроклимат. В коллективе работают люди с разными ценностными установками и пристрастиями. Их сплачивают не только общие цели, но и эмоции. Преданность коллективу, высокая степень взаимной поддержки являются признаками нормального климата в коллективе. Недоверие, безразличие, подозрительность людей друг к другу разъединяют коллектив.
4. Постановка целей. Четкость поставленных общих целей (цели) позволяет отдельным членам коллектива вносить свой вклад в общее дело. Эти цели формулируются для низовых коллективов в виде конкретных принципов, правил и даже лозунгов, а затем доводятся до сознания всех работающих (систематически и умело).
5. Результаты работы. Они должны удовлетворять работников и материально и морально. С этой целью руководство должно четко продумать систему мотивации и стимулирования труда.
6. Методы подготовки и принятия решений. В теории и практике менеджмента существуют достаточно обширные знания в области подготовки и принятия управленческих решений. Однако нужно иметь в виду, что существует «коллективный» интеллект («брейнсторминг», «ярмарка идей» и пр.), использование которого усовершенствует научные методы подготовки и принятия управленческих решений.
7. Свобода суждений, открытость, гласность. Члены коллектива должны иметь возможность высказывать мнение друг о друге, обсуждать разногласия, деликатные и непонятные вопросы. При этом обсуждение должно быть честным и прямым, а члены коллектива не должны опасаться ^столкновения взглядов и конфликтов, мести и насмешек. Когда в коллективе отсутствует свобода суждений, в нем возникает нездоровый климат.
8. Уровень индивидуальных способностей членов группы. «Развитые сотрудники», по определению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, энергичны, владеют своими эмоциями, открыто и хорошо излагают свое мнение; меняют точку зрения только под воздействием аргументов. Наибольшими возможностями обладает коллектив с высоким уровнем индивидуальных способностей его членов.
9. Творческие способности коллектива. Умение генерировать творческие идеи и осуществлять их отличает эффективную работу группы. Коллективное творчество предусматривает: определение задачи, зарождение идей, отбор и развитие наиболее ценных идей, их проверка, внедрение новшества.
10. Отношения с другими коллективами. Руководитель обязан налаживать связи, изыскивать возможности для совместного решения проблем с другими коллективами. Взаимодействие с ними создает атмосферу взаимопонимания, климат доверия, налаживает сотрудничество, предотвращая тем самым враждебность.

Подводя итог вышесказанному о психологических аспектах малых групп и коллективов как объектах управления, можно отметить, что каждая организация, в которой происходит непосредственное взаимодействие работников, является малой социальной группой. Сплав организации и социальной группы составляет коллектив. Знание социально-психологических характеристик коллектива помогает ориентироваться в нем как рядовому члену, гак и руководителю любого ранга.

Умение управлять коллективом, группами людей — необходимое качество менеджера.

Ключевые слова: 
Источник: 
Кишкель Е.Н. Управленческая психология