Социальный бихевиоризм Дж. Мида

Джордж Мид — американский философ, социолог, психолог, заложил основы символического ин-теракционизма в социальной психологии. Основной труд — «Сознание, личность и общество» (1934).

Основные положения социального бихевиоризма:
• психическое должно объясняться в терминах объективно наблюдаемого поведения;
• движения человека в группе превращаются в «значимый жест» или символ. Выразительное движение у человека, будучи обращено к другому индивиду с целью вызвать у него желаемую реакцию, вызывает в скрытой форме такую же реакцию у того, кто ее производит;
• люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственными действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция (взаимодействие) людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией. Это опосредование эквивалентно включению процесса интерпретации (I) между стимулом (S) и реакцией (R),T.e. S ->I -> R;
• человек обладает личностным «Я» (self), т.е. может служить объектом для своих собственных действий;
• все, что человек осознает, он обозначает для себя, т.е. человек взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений. Именно этот механизм включен в интерпретацию действий других. Интерпретировать действие другого — это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер;
формирование значений имеет первостепенную важность по двум причинам:
а) сформировать значение чего-то — значит, выделить это из окружения, отделить, придать этому смысл или превратить это в объект. Объект, т.е. то, что индивид мысленно обозначает, отличается от стимула. Это отличие заключается в том, что объект не может воздействовать на индивида непосредственно, так как субъект сам конструирует свои объекты;
б) действия индивида не просто протекают, а конструируются или строятся. Какие бы действия не предпринимал человек, он всегда мысленно для себя обозначает различные вещи, которые надо принять во внимание в ходе этого действия. Он должен определить, что хочет сделать и как он должен это сделать; он должен отметить для себя различные условия — те, которые могут быть полезны для его действия, и те, которые могут помешать его действию; он должен принимать во внимание требования, ожидания, запрещения и угрозы, которые могут возникнуть в каждой конкретной ситуации;
• формирование значений — это развивающийся коммуникативный процесс, в ходе которого индивид замечает предмет, оценивает его, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения;
• процесс формирования значений всегда происходит в социальном контексте;
• групповое действие принимает форму приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения. Каждый индивид подстраивает свое действие под действия других, выясняя, что они делают или что они собираются делать, т.е. выясняя значение этих актов. Это происходит при помощи принятия человеком роли другого лица, либо роли группы («обобщенного другого»). Принимая подобные роли, индивид стремится определить намерение или направление действий других. Именно таким образом происходит групповое действие в человеческом обществе;
• человеческое общество состоит из индивидов, которые обладают «личностным Я» (self) и которые сами формируют значения; индивидуальное действие есть его конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом при помощи оценивания и интерпретации ситуации, в которой он действует; групповое или коллективное действие состоит из выравнивания индивидуальных действий, при помощи интерпретации и принятия во внимание действий друг друга;
• любое социальное изменение опосредуется действующими индивидами, интерпретирующими ситуации, с которыми они сталкиваются;
• «Я» человека — продукт социального взаимодействия с другими людьми. Решающее значение при этом играет овладение ребенком системой символов и различными социальными ролями, чему способствуют, например, детские игры, а в дальнейшем — ролью «обобщенного другого» (т.е. ролью, принятой в определенном социальном сообществе). Высшей стадией социализации человека является формирование социального рефлексивного «Я», отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля.

Таким образом, социальный бихевиоризм Дж. Мида вводит новые объяснительные категории в схему S -> I -> R, подчеркивающие социальную детерминацию поведения человека: символы, значения, интерпретации, роли, «обобщенного другого».

Ключевые слова: Бихевиоризм
Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии
Материалы по теме
Бихевиоризм и необихевиоризм
...
Исходные посылки бихевиоризма
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Бихевиоризм: основные положения
Мельник С.Н., Психология личности
Социально когнитивная теория Бандуры
Мельник С.Н., Психология личности
Бихевиоризм
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Субъективный бихевиоризм
Абдурахманов Р.А., История психологии
Бихевиоризм и развитие личности
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Бихевиористская теория Дж. Уотсона
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Оставить комментарий