Внутриполитические конфликты

Особенностью политического конфликта является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене. Политический конфликт можно определить как столкновение противоположных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами. Политические конфликты делятся на: внешнеполитические (межгосударственные) и внутриполитические.

Сущность внутриполитического конфликта. Содержание политической жизни государства, общества составляет особую форму реализации политических интересов людей (классов, социальных групп, партий, национальных и религиозных общностей и т.д.). Политическая жизнь общества находит выражение в властных отношениях, направленных на защиту, закрепление развитие достигнутых завоеваний, создание предпосылок для улучшения положения определенных политических сил. дости жение баланса между ними.

Особенностями внутриполитического конфликта являются.
борьба того или иного слоя общества за политический интерес;
борьба за политическое господство, которая по формам весьма разнообразна — от парламентской борьбы до гражданских войн.
Виды внутриполитических конфликтов
1. Классовые внутриполитические конфликты, возникающие между общественными классами, обычно носят антагонистический характер, рассматриваются как конфликты «с нулевой суммой» и, начинаясь с социально-демографического, иногда корпоративного уровня, часто становятся общегражданскими.
2. Конфликты между политическими партиями (общественно-политическими движениями). С переходом мировой цивилизации от авторитарных форм правления к преимущественно демократическим борьба по вопросам о путях развития общества в демократических государствах сместилась в пользу деятельности политических партий и общественно-политических движений. Политическая борьба партий редко выходит за рамки конституционных норм, хотя и приобретает порой драматический характер (достаточно вспомнить события в России в 1993 г.).
3. Конфликты между различными группировками за лидерство в государстве, партии, движении и т.п. Эти группировки, как правило, официально не оформлены в объединения, однако их интересы всегда связаны с борьбой за власть.
4. Иногда в особую группу внутриполитических выделяют межэтнические конфликты с ярко выраженной политической окраской.

Пути предотвращения внутриполитических конфликтов. Обществу для стабильного функционирования необходима постоянная модернизация, включающая и политическую модернизацию к основу законности и стабильности политической власти. Но Модернизация — это процесс разрешения возникающих в ходе Развития противоречий и конфликтов. Политической практикой разработаны пути стабилизации системы, ведущие к предотвращению внутриполитических конфликтов. Смысл этих методов сводится к ослаблению конфронтации между политической власти и интересами ущемленной части общества, а значит, сведению до неконфликтного уровня антиправительственной политической ориентации оппозиции.

Социальное маневрирование заключается в перераспределе-ЛИ части общественного продукта в интересах оппозиции. Объем перераспределения зависит от размеров общественного пр0. дукта; уровня социальной и политической напряженности; гиь кости, проявляемой частью общества, у которой изымается общественный продукт; профессионализмом политического руководства и др.

Формы использования этого метода зависят от социально-экономического развития общества. Они могут варьировать от бесплатной раздачи хлеба, как было в Древнем Риме, до рад. ветвленной инфраструктуры в развитых современных странах включающей бесплатное медицинское обслуживание и образование, пенсионные пособия, социальное страхование и т.п. Этот метод — своеобразный «клапан», которым выпускают «пар» народного недовольства, снижая накал антиправительственных настроений.

2. Политическое маневрирование включает в себя широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнонаправленных интересов в устойчивый политический альянс, фактически способствующий функционированию существующей политической власти. Среди форм реализации метода выделяют следующие:
• выявление возможностей политического компромисса между противоборствующими сторонами;
• подмена средств достижения цели (декларируются цель, отвечающая интересам большинства населения страны, и средства, с помощью которых она будет достигнута. При этом выигрывается время, используемое для применения других средств стабилизации);
• смена политического лидера (не достигнув ранее заявленных целей, руководство страны отправляет в отставку, например, кабинет министров или конкретного лидера, оставаясь у власти).

Уязвимая сторона политического маневрирования — временный характер применяемых мер.

3. Политическое манипулирование. В широком смысле под ним понимаются действия политической власти, предпринимаемые ею для обеспечения своего стабильного функционирования. В узком смысле под политическим манипулированием понимается целенаправленное воздействие на общественное сознание, прежде всего через каналы массовых коммуникаций.

Обычно газеты, радио, телевидение в основном находятся в руках политических сил, господствующих в данном обществе. Потому их действия ориентированы на стабилизацию существующей политической системы. Велика роль СМИ в осуществлении такого приема предотвращения конфликтов, как «создание образа врага». Он состоит в перекладывании ответственности за нерешенные проблемы на другие политические силы (часто оппозиционные, а иногда и мифические) и отвлечении внимания населения от острых политических и социальных проблем.

4. Интеграция контрэлиты. Дестабилизация общественной системы способствует формированию в ней контрэлит, которые играют роль интегратора общественного недовольства. Такие контрэлиты образуются в результате неправильной кадровой политики, приводящей к отвержению нестандартно мыслящих людей. Не попав в состав политической элиты, они накапливаются на «противоположном полюсе», одновременно развертывая антиправительственную активность. Целесообразно не допускать образование контрэлиты, а если она появилась, то интегрировать ее в политическую элиту. Конечные ее политические интересы не расходятся с властью, поэтому возможно включение ее представителей в состав руководства или же приобщение к власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты.

5. Ослабление «системной оппозиции». В отличие от контрэлиты она ставит целью полную дестабилизацию существующей системы и создание своей. Поэтому для политического руководства важно максимально ослабить действия «системной оппозиции». Для этого могут применяться следующие приемы:
перехват инициативы в действиях, которые собиралась осуществить оппозиция;
раскрытие корыстных интересов членов оппозиции;
показ невозможности достижения целей, поставленных оппозицией;
формирование недоверия к оппозиции со стороны социальных слоев, где она популярна;
образование «раскольнических групп» в составе оппозиции;
стимулирование «перебежчиков» из лагеря оппозиции, введение их во властные структуры;
ненасильственная ликвидация оппозиции (включение ее представителей в органы власти, привлечение к разработке решений и т.д.);
нейтрализация лидеров оппозиции.

Нейтрализация лидеров оппозиции может быть реализована следующими образом:
• удовлетворение притязаний (привлечение во власть);
• ролевое смещение (предложение участвовать в решении проблем, устранении недостатков);
• психологическая изоляция: абсолютизация в оппозиционном лидере положительных сторон, неумеренная хвала, что способствует его отрыву от оппозиции;
• формализация (формализованные действия оппозиционного лидера лишаются их привлекательности защитника высокой цели); психологическое сближение (сокращение неформальной дистанции между руководством и оппозицией);
• косвенная дискредитация (предложение возглавить в целом престижное, но безнадежное дело);
• психологическая девальвация: поддержка альтернативных лидеров оппозиции, которые соперничают с существующими;
• групповое разобщение (изоляция лидера от его сторонников, оставление его «генералом без армии»).

6. Силовое давление. Формы применения силового давления колеблются от установления открытой диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к системе, до применения косвенных методов давления. При этом соблюдаются нормы права, такие, как объявление чрезвычайного положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и т.п.

Этот метод применим в обществах с низкой политической активностью граждан, где доминируют консервативное мышление и установка на сохранение жесткой иерархической структуры. В этих условиях силовое давление, если оно не выходит за пределы разумного, принимается без особого сопротивления. В обществах высокой политической активности такое давление зачастую встречает отпор.

Применяет ли противоположная невластная сторона подобные методы? По мнению О. Рыжова, практически нет. Все завиисит от сложившейся конкретной социально-политической экономической ситуации. Поэтому в некоторых случаях невластная сторона может применять фактически те же методы приемы [76].

Ключевые слова: 
Источник: 
Анцупов А.Я., Конфликтология

Отправить комментарий