Особенностью политического конфликта является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене. Политический конфликт можно определить как столкновение противоположных общественных сил, обусловленное разнонаправленными политическими целями и интересами. Политические конфликты делятся на: внешнеполитические (межгосударственные) и внутриполитические.
Сущность внутриполитического конфликта. Содержание политической жизни государства, общества составляет особую форму реализации политических интересов людей (классов, социальных групп, партий, национальных и религиозных общностей и т.д.). Политическая жизнь общества находит выражение в властных отношениях, направленных на защиту, закрепление развитие достигнутых завоеваний, создание предпосылок для улучшения положения определенных политических сил, достижение баланса между ними.
Особенностями внутриполитического конфликта являются.
- борьба того или иного слоя общества за политический интерес;
- борьба за политическое господство, которая по формам весьма разнообразна — от парламентской борьбы до гражданских войн.
Виды внутриполитических конфликтов
- Классовые внутриполитические конфликты, возникающие между общественными классами, обычно носят антагонистический характер, рассматриваются как конфликты «с нулевой суммой» и, начинаясь с социально-демографического, иногда корпоративного уровня, часто становятся общегражданскими.
- Конфликты между политическими партиями (общественно-политическими движениями). С переходом мировой цивилизации от авторитарных форм правления к преимущественно демократическим борьба по вопросам о путях развития общества в демократических государствах сместилась в пользу деятельности политических партий и общественно-политических движений. Политическая борьба партий редко выходит за рамки конституционных норм, хотя и приобретает порой драматический характер (достаточно вспомнить события в России в 1993 г.).
- Конфликты между различными группировками за лидерство в государстве, партии, движении и т.п. Эти группировки, как правило, официально не оформлены в объединения, однако их интересы всегда связаны с борьбой за власть.
- Иногда в особую группу внутриполитических выделяют межэтнические конфликты с ярко выраженной политической окраской.
Пути предотвращения внутриполитических конфликтов.
Обществу для стабильного функционирования необходима постоянная модернизация, включающая и политическую модернизацию к основу законности и стабильности политической власти. Но Модернизация — это процесс разрешения возникающих в ходе Развития противоречий и конфликтов. Политической практикой разработаны пути стабилизации системы, ведущие к предотвращению внутриполитических конфликтов. Смысл этих методов сводится к ослаблению конфронтации между политической власти и интересами ущемленной части общества, а значит, сведению до неконфликтного уровня антиправительственной политической ориентации оппозиции.
1. Социальное маневрирование заключается в перераспределении части общественного продукта в интересах оппозиции. Объем перераспределения зависит от размеров общественного продукта; уровня социальной и политической напряженности; гибкости, проявляемой частью общества, у которой изымается общественный продукт; профессионализмом политического руководства и др.
Формы использования этого метода зависят от социально-экономического развития общества. Они могут варьировать от бесплатной раздачи хлеба, как было в Древнем Риме, до разветвленной инфраструктуры в развитых современных странах включающей бесплатное медицинское обслуживание и образование, пенсионные пособия, социальное страхование и т.п. Этот метод — своеобразный «клапан», которым выпускают «пар» народного недовольства, снижая накал антиправительственных настроений.
2. Политическое маневрирование включает в себя широкий спектр мероприятий, призванных обеспечить преобразование разнонаправленных интересов в устойчивый политический альянс, фактически способствующий функционированию существующей политической власти. Среди форм реализации метода выделяют следующие:
- выявление возможностей политического компромисса между противоборствующими сторонами;
- подмена средств достижения цели (декларируются цель, отвечающая интересам большинства населения страны, и средства, с помощью которых она будет достигнута. При этом выигрывается время, используемое для применения других средств стабилизации);
- смена политического лидера (не достигнув ранее заявленных целей, руководство страны отправляет в отставку, например, кабинет министров или конкретного лидера, оставаясь у власти).
Уязвимая сторона политического маневрирования — временный характер применяемых мер.
3. Политическое манипулирование. В широком смысле под ним понимаются действия политической власти, предпринимаемые ею для обеспечения своего стабильного функционирования. В узком смысле под политическим манипулированием понимается целенаправленное воздействие на общественное сознание, прежде всего через каналы массовых коммуникаций.
Обычно газеты, радио, телевидение в основном находятся в руках политических сил, господствующих в данном обществе. Потому их действия ориентированы на стабилизацию существующей политической системы. Велика роль СМИ в осуществлении такого приема предотвращения конфликтов, как «создание образа врага». Он состоит в перекладывании ответственности за нерешенные проблемы на другие политические силы (часто оппозиционные, а иногда и мифические) и отвлечении внимания населения от острых политических и социальных проблем.
4. Интеграция контрэлиты. Дестабилизация общественной системы способствует формированию в ней контрэлит, которые играют роль интегратора общественного недовольства. Такие контрэлиты образуются в результате неправильной кадровой политики, приводящей к отвержению нестандартно мыслящих людей. Не попав в состав политической элиты, они накапливаются на «противоположном полюсе», одновременно развертывая антиправительственную активность. Целесообразно не допускать образование контрэлиты, а если она появилась, то интегрировать ее в политическую элиту. Конечные ее политические интересы не расходятся с властью, поэтому возможно включение ее представителей в состав руководства или же приобщение к власти организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты.
5. Ослабление «системной оппозиции». В отличие от контрэлиты она ставит целью полную дестабилизацию существующей системы и создание своей. Поэтому для политического руководства важно максимально ослабить действия «системной оппозиции». Для этого могут применяться следующие приемы:
- перехват инициативы в действиях, которые собиралась осуществить оппозиция;
- раскрытие корыстных интересов членов оппозиции;
- показ невозможности достижения целей, поставленных оппозицией;
- формирование недоверия к оппозиции со стороны социальных слоев, где она популярна;
- образование «раскольнических групп» в составе оппозиции;
- стимулирование «перебежчиков» из лагеря оппозиции, введение их во властные структуры;
- ненасильственная ликвидация оппозиции (включение ее представителей в органы власти, привлечение к разработке решений и т.д.);
- нейтрализация лидеров оппозиции.
Нейтрализация лидеров оппозиции может быть реализована следующими образом:
- удовлетворение притязаний (привлечение во власть);
- ролевое смещение (предложение участвовать в решении проблем, устранении недостатков);
- психологическая изоляция: абсолютизация в оппозиционном лидере положительных сторон, неумеренная хвала, что способствует его отрыву от оппозиции;
- формализация (формализованные действия оппозиционного лидера лишаются их привлекательности защитника высокой цели); психологическое сближение (сокращение неформальной дистанции между руководством и оппозицией);
- косвенная дискредитация (предложение возглавить в целом престижное, но безнадежное дело);
- психологическая девальвация: поддержка альтернативных лидеров оппозиции, которые соперничают с существующими;
- групповое разобщение (изоляция лидера от его сторонников, оставление его «генералом без армии»).
6. Силовое давление. Формы применения силового давления колеблются от установления открытой диктатуры, направленной на насильственное искоренение негативного отношения к системе, до применения косвенных методов давления. При этом соблюдаются нормы права, такие, как объявление чрезвычайного положения, репрессии, запрет оппозиционных партий и т.п.
Этот метод применим в обществах с низкой политической активностью граждан, где доминируют консервативное мышление и установка на сохранение жесткой иерархической структуры. В этих условиях силовое давление, если оно не выходит за пределы разумного, принимается без особого сопротивления. В обществах высокой политической активности такое давление зачастую встречает отпор.
Применяет ли противоположная невластная сторона подобные методы? По мнению О. Рыжова, практически нет. Все зависит от сложившейся конкретной социально-политической экономической ситуации. Поэтому в некоторых случаях невластная сторона может применять фактически те же методы приемы.