Образ Я

Психологические особенности в поведении и общении человека отражаются не только в характеристиках, которые дают ему другие люди, но и в его собственных. Центральным звеном, аккумулирующим знания человека о самом себе, является образ Я. У каждого человека есть свой образ Я, который складывается в процессе деятельности и общения, обеспечивая человеку единство и тождественность самого себя в калейдоскопе меняющихся событий. Сложить о самом себе единое непротиворечивое представление сложно. Человек получает информацию о себе из разных источников: это и мнения окружающих, которые, конечно же, пристрастны, и свое собственное представление как результат опыта, успешного или неудачного, и сравнение себя с другими людьми.

Следует иметь в виду два основных источника расхождения в образе Я представлений о себе:

  1. человек существует в нескольких группах, имеет различные роли, по-разному себя проявляет. Чем больше социальных ролей у человека, чем больше групп, к которым он принадлежит, и чем сильнее они отличаются друг от друга, тем больше расхождение во мнениях о данном человеке и тем труднее человеку составить мнение о самом себе;
  2. человек использует различные основания при описании своих и чужих качеств: свои — ориентация на ситуацию («А что я мог сделать в этой ситуации?!»), чужие — на характеристику всей личности («В этой ситуации он проявил свое истинное лицо!»).

Образ Я включает в себя Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное. Как психологический феномен он имеет структуру (каркас), в которой каждый элемент занимает определенное место. Психологи сначала выделяют структуру, а затем как бы нанизывают на нее содержание качеств, признаков в различных сферах проявления человеческого Я.

Структура образа Я включает:
I — описание устойчивых качеств и меняющихся признаков, относящихся к трем взаимосвязанным сферам:

  • познавательной (например, умен, внимателен);
  • эмоционально-волевой (например, уравновешенный, ответственный);
  • поведенческой (например, решительный, общительный);

II — самооценку (отдельных качеств и личности в целом);
III — самоопределение: взгляд человека на свои возможности и перспективы;
IV — реальное поведение как практическое отношение к себе и другим.

Познание самого себя — глубокий рациональный процесс. Казалось бы, для успешной деятельности и жизни в целом человек заинтересован в объективном знании самого себя, своих качеств и собственных перспектив. Но, выявляя и прорисовывая свои качества, он невольно оценивает их, неизбежно затрагивая свое самолюбие, самоуважение и еще целую гамму чувств, т.е. при этом включается эмоциональная сфера. Этот процесс довольно болезненный. Физическую боль врачи научились блокировать. Но душевная боль бывает столь же нестерпима. Человек владеет различными способами закрытия своего Я от любого посягательства, будь то изнутри или извне, причем эти механизмы срабатывают независимо от его желания.

Образ Я — это также и поведение человека, практическое отношение к себе и другим. Человек может воспринимать себя как далеко не робкого и благородного до тех пор, пока не произошло какое-то событие, показавшее, что все не так просто. Но и тут человек находит лазейку для сохранения своего положительного образа. Образ Я подразумевает еще и оценку своих качеств, признаков, а следовательно, перспектив и возможностей. К какой сфере — познавательной, эмоциональной или поведенческой — относится самооценка? К любой. Эта часть Я порой оказывается неадекватной и служит средством не столько оценки, сколько психологической защиты. Желание иметь положительный образ Я нередко побуждает человека преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.

Развитие личности предполагает создание более или менее достоверного образа Я. Известно, что с возрастом адекватность самооценки повышается. У зрелых людей она более реалистична и объективна, меняются и ее критерии. Сказываются жизненный опыт, умственное развитие и уточнение уровня притязаний, приведение его в соответствие с реальностью. Но тенденция не является линейной и обязательной. Знать о себе все невозможно, как нельзя построить образ Я раз и навсегда. Человек постоянно меняется, отказывается от чего-то отжившего, устоявшегося и приобретает новое, более перспективное. Поэтому и образ Я, чтобы соответствовать, должен пересматриваться и меняться.

Ключевые слова: Я
Источник: Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Материалы по теме
Особенности Я-концепции при девиантном поведении
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Структура и строение «Я-концепции»
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Теоретические подходы к «Я-концепции»
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Формирование «Я-концепции»
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Теория множественности «Я»
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
«Я»-концепция в психологии
...
Сколько «Я» у человека?
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Развитие Я-концепции
Мельник С.Н., Психология личности
Оставить комментарий