Факторы, влияющие на забывание

Возраст. Пожилые люди склонны забывать о недавних событиях или о том, что им предстоит сделать. Нарушения памяти пожилых людей, по-видимому, связаны с нарушениями процессов воспроизведения.


Забывание свойственно также маленьким детям. О событиях, происходивших с нами в возрасте до трех лет, мы можем вспомнить только под гипнозом или под действием особых препаратов, вызывающих измененные состояния сознания.

Неиспользование информации. Информация может быть забыта в результате ее невостребованности. Студент, специализирующийся в области психологии, скорее всего не помнит школьного курса физики, поскольку не изучает физику в ВУЗе. Этой закономерности, однако, не подчиняются двигательные навыки. Мы можем вполне успешно сесть на велосипед или за фортепиано после 20-летнего перерыва.

Одной из причин забывания может быть интерференция со стороны других, приобретенных раньше или позднее, знаний или навыков. Отрицательное влияние событий, происшедших до запоминания, называется проактивной интерференцией. Например, если перед тем, как студент начнет готовиться к экзаменам, он получит дурные вести, то усвоение знаний, естественно, пострадает.

Отрицательное влияние событий, следующих за заучиванием, называют ретроактивной интерференцией. В эксперименте испытуемым давали для заучивания один ряд слов, а затем срезу, без перерыва, второй ряд. После заучивания второго ряда проверили, сколько слов из первого ряда дети запомнили. В другой группе школьников делали 5-минутный перерыв между заучиванием первого и второго рядов слов. Оказалось, что школьники, учившие ряды слов без перерыва, воспроизвели на 25% меньше слов из первого ряда, чем дети, имевшие небольшой перерыв. Во втором опыте после заучивания слов детям давали заучивать ряд чисел - воспроизведение ряда слов упало лишь на 8%. В третьем опыте после заучивания слов шла трудная умственная работа — решение сложных арифметических задач. Воспроизведение слов снизилось на 16%.

Таким образом, ретроактивное торможение выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

Физиологической основой интерференции является отрицательная индукция: возникновение нового очага возбуждения в коре затормозило очаг возбуждения, связанный с первой деятельностью. Указанную закономерность необходимо иметь в виду при организации учебной работы. Важно соблюдать перерывы в занятиях, чередовать учебные предметы так, чтобы между ними были значительные отличия; предметы, трудные для усвоения, ставить раньше, чем легкие. Следует разнообразить виды работ и на одном уроке.

Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, дегенеративные процессы в нервной системе, а также мозговые травмы, ушибы. Забывание наступает быстрее при утомлении.

Подавление - это особый вид забывания, открытый Фрейдом. Оно носит характер активного забывания - торможения на уровне сознания следов памяти от неприятных человеку воспоминаний и вытеснение их в подсознание.

Ключевые слова: Память
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Материалы по теме
Нейронные и биохимические теории памяти
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Память младших школьников
Абдурахманов Р.А., История психологии
Приемы улучшения и развития памяти
Сухарев В. - Психология интеллекта
Память и обучение. Модусы обучения
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Объем и быстродействие памяти
...
Нейрофизиологические и психофизиологические механизмы памяти
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Характеристика процессов памяти
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Особенности памяти младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Оставить комментарий