Рынок труда: общие понятия

Подавляющее большинство населения относится к категории наемных работников и в этом качестве, кто реже, кто чаше, имеет дело с рынком труда. Так что тема эта близка и понятна практически каждому.

На рынке груда действуют три группы субъектов:

  1. физические лица, стремящиеся получить работу;
  2. работодатели, которые формально отождествляются с руководством организаций, а фактически могут быть представлены руководителями разных уровней или функционерами-кадровиками;
  3. организации, образующие инфраструктуру рынка, — государственные и частные службы занятости (биржи труда), выполняющие роль посредников, а также государственные органы, призванные регулировать рынок труда.

Здесь прослеживается аналогия с обычным рынком товаров: налицо, соответственно, продавцы, покупатели, посредники.

Схожесть рынка труда с другими рынками ресурсов производства, собственно, и позволяющая говорить о маркетинге рынка труда, заключается прежде всего в действии законов спроса и предложения. Чем выше требования работников по заработной плате, тем меньшую численность персонала смогут привлечь работодатели (закон спроса). И соответственно закон предложения формулируется следующим образом: чем ниже заработная плата, которую работодатели согласны и в состоянии платить за исполнение определенного круга задач (работ), тем меньше лиц. желающих выполнять эти виды работ. На пересечении интересов работников и работодателей проявляются контуры равновесной цены рабочей силы, т.е. уровня оплаты труда, соответствующего числу людей, согласных трудиться, и количеству рабочих мест, которые готовы предоставить предприниматели.

В реальности существуют различные рынки для разных сегментов рабочей силы. Однако в макроэкономическом плане можно говорить о едином рынке труда, поскольку под угрозой социальных бедствий люди обычно готовы на работу, не соответствующую профессии и квалификации. По отдельным группам профессий возможна ситуация, когда кривые спроса и предложения не пересекутся, хотя в целом на рынке труда такое исключается.

Главное же различие — весьма специфический объект рынка труда. Из самого определения следует, что таковым является труд. В качестве синонима нередко употребляется (в том числе и в нашей книге) термин «рабочая сила». Вместе с тем стоит помнить, что этот термин при некоторых теоретических подходах (прежде всего марксистских) приобретает самостоятельное значение и противопоставляется труду.

По К. Марксу рабочая сила — это товар особого рода, единственная собственность, которой обладают рабочие-пролетарии (а другие категории наемных работников Маркс не рассматривал) и которую они предлагают на рынок. Покупателями этого товара и становятся работодатели-капиталисты. Купив рабочую силу, они полностью распоряжаются ею, заставляя рабочего трудиться на пределе физических возможностей и платя ему не больше и не меньше, чем необходимо для поддержания рабочей силы (по сути, эти выплаты и есть стоимость рабочей силы).

В этой теории есть объяснение и тому факту, что некоторые рабочие получают относительно высокую зарплату: это связано с более высокой квалификацией, которая повышает качество рабочей силы и приводит к тому, что для ее поддержания необходимо не просто питаться и хоть во что-то одеваться, но питаться сыгно, одеваться прилично, да еще и книжки читать и т.д., а также иметь больше свободного времени.

Современная экономическая теория такое понимание отвергает. Даже если оно и годилось для своего времени (пе будем здесь обсуждать, так ли это), сегодня оно явно не подходит. В самом деле, о какой продаже рабочей силы может идти речь, если сплошь и рядом наемные работники не удовлетворяются зарплатой, а подрабатывают по совместительству, занимаются мелкой коммерцией, оказывают платные услуги или просто производят для себя продукты питания, работая на даче. Ведь это значит, что вне пределов, оговоренных трудовым соглашением, они имеют полную возможность распоряжаться своей рабочей силой.

Так или иначе уже сам факт теоретических расхождений говорит о том, что на данном рынке мы имеем дело с не совсем обычным товаром.

Очевидно, здесь не имеет места обычная ситуация обмена, когда покупатель и продавец, совершив сделку, расходятся. Однако на товарном рынке встречается и более близкая к положению на рынке труда ситуация: это - контракт на поставку, предполагающий регулярное поступление товара и многократные выплаты за него.

Еще более подходящая модель — контракт на регулярное оказание услуг.

Иногда «покупка» на рынке труда и является непосредственно таким контрактом, когда работник нанимается для постоянного оказания услуг физическому липу и его семье (конечным потребителям), например, в качестве прислуги, репетитора или домашнего учителя, семейного врача или адвоката и т.д.

Чаше, однако, работодателем является организация. В этом случае наемный труд, в том числе и по производству вещественных благ, можно рассматривать как оказание услуг, но не конечному потребителю, а организации-потребителю, которая приобретает их как своего рода ресурс (аналогичный сырью), необходимый для производства рыночного товара.

Таким образом, есть основания считать работодателя покупателем, хотя и не совсем обычным.

Но для продавца труда дело обстоит иначе. Лишь в особых ситуациях (типичных для времени, когда писал свои труды Маркс, но не для нашего) наемный работник ищет работу, чтобы не умереть от голода (т.е. стоит на нижней ступени пирамиды Маслоу). При этом люди имеют разные мотивы: например, один считает высочайшей ценностью творческий труд в хорошем коллективе, а другой ищет такую работу, которая не требовали бы отдачи душевных и интеллектуальных сил. позволяя сэкономить для досуга.

Таким образом, нельзя утверждать, что выгода, получаемая продавцом на рынке труда, сводится к деньгам, которыми оплачивается его труд. Это и позволяет рассматривать данный рынок как сферу именно некоммерческого маркетинга (хотя такое положение не вполне бесспорно).

В целом подчиняясь законам спроса и предложения, рынок труда регулируется не только макро- и микроэкономическими факторами, как другие товарные рынки, но и политическими, психологическими и социально-демографическими условиями. К примеру, предложение труда в значительной мере определяется демографическими факторами', половозрастной структурой населения, динамикой численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и др. Так. сокращение темпов прироста населения влияет на динамику предложения рынка рабочей силы.

Отличие рынка труда от других рынков производственных ресурсов определяется отличительными чертами самого труда (способности к труду) как товара, среди которых важнейшие:

  • неотделимость продавца от товара, сознательный и многокритериальный характер сделок:
  • сочетание уникальности каждого человека с возможностью объединять работников в профессиональные группы по уровню квалификации и образованию, половозрастным и иным характеристикам. Спрос на рынке труда формируется благодаря потребности работодателей в рабочей силе для выполнения схожих работ;
  • невозможность хранения товара на период неиспользования — если работник не трудоустроился, то его способность к труду все равно будет требовать необходимых для своего поддержания жизненных средств;
  • мобильность, обусловленная способностью человека повысить квалификацию, овладеть несколькими специальностями, переучиться (если это выгодно и окупает затраты времени, усилий и материальных издержек), работать одновременно в различных фирмах, перемешаться по регионам страны или за рубеж;
  • существование законодательно установленной минимальной цены труда (минимальная заработная плата).

Из этих особенностей вытекают и особенности поведения покупателя (работодателя) на рынке труда. Для того чтобы приобрести нужный товар (труд), здесь недостаточно заплатить продавцу требуемую денежную сумму, надо еще и понравиться этому продавцу. Существует конкуренция среди покупателей-работодателей, особенно если они стремятся переманить наиболее квалифицированные кадры (в том числе и в международном масштабе). А это означает, что наряду с маркетингом продавца (как на всех рынках) здесь осуществляется и маркетинг покупателя, причем тоже некоммерческий.

Свои маркетинг осуществляют и посредники. При этом имеется принципиальное различие между деятельностью государственных органов и частных организаций: первые ведут некоммерческий маркетинг в интересах прежде всего продавцов труда, по одновременно также и покупателей, вторые же заняты обычным бизнесом в сфере услуг.

Процессы в сфере труда происходят как на внешнем рынке труда, охватывающим сферу обращения рабочей силы между работодателями, так и на внутреннем, или внутрифирменном, основывающемся на горизонтальной и вертикальной мобильности работников внутри предприятия (путем продвижения по службе или перевода). Внутренний рынок труда представляет собой комплекс процедур, которые защищают работников, находящихся внутри предприятия, от конкуренции работников, находящихся за его пределами.

Ключевые слова: Рынок, Труд
Материалы по теме
Особенности российского рынка труда
...
Самопрезентация на рынке труда
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Анализ рынка труда и структуры занятости
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Анализ рынка труда
Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-...
Понятие и сущность рынка труда и занятости
Агабекян Р.Л., Баяндурян Г.Л. - Институциональная экономика бизнес и занятость учебное...
Рынок труда: спрос и предложение. Заработная плата, ее виды и формы
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Социальная эффективность труда
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Современные учения о внешней торговле. Международное разделение труда
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Оставить комментарий