Структура деловой презентации

Сократ когда–то пошутил, что структура публичной речи проста: сначала скажи, о чем ты собираешься рассказать, затем расскажи это, затем скажи, о чем ты сейчас рассказал. Примерно так. Оказывается, это не такая уж и шутка. Как и многое, что сказал Сократ не всерьез. Структура любого публичного выступления, в том числе и деловой презентации, подчиняется нехитрому закону. И тут не нужно изобретать велосипед. Закон этот основан на принципах гармонии. Но не эстетическое начало заставляет нас прислушаться к этим принципам, а забота об эффективности презентации. Закон, о котором идет речь, выдуман не человеком, а, как и все остальные законы, выведен из наблюдения за природой. Таким образом, это естественный закон. И все, что сделано в соответствии с ним, будет таким же естественным. И презентация, созданная согласно этому закону, будет восприниматься легко и гармонично. Я говорю о законе композиции.

Все мы писали школьные сочинения, многие из нас учились в музыкальных школах, некоторые даже сочиняли рассказы. И все мы знаем, что и музыкальные, и литературные произведения создаются по этому закону. Давайте вспомним, из каких частей состоит композиция:

  • вступление (увертюра, завязка, прелюдия и т. п.);
  • основная часть (развитие темы);
  • заключение (финал, развязка, кода).

Не забыли ли мы чего–нибудь? Конечно, кульминацию. Где ее место? Правильно, в конце второй части, непосредственно перед заключением.

Где же в живой природе аналоги композиции? Почти все биологические процессы проходят по этой схеме. Вспомните, к примеру, как вы болеете. Сначала вы чувствуете легкое недомогание — вирусы уже ведут разрушительную работу в организме, но вы еще ощущаете себя здоровым. Так, немного голова побаливает — это вступление.  На следующее утро вы просыпаетесь с уже явной головной болью, ломотой в суставах, температурой — началась основная часть.  Спустя три дня наступает страшная ночь, когда температура достигает пика, голова болит и кружится. К утру вы с трудом засыпаете. Проснувшись, понимаете, что вам стало гораздо легче. Что миновало этой ночью? Правильно, кризис — кульминация  заболевания. Любой начинающий медик скажет вам, что кризис — решающий момент. Итак, температура спала, появился аппетит, слабость и головная боль еще наблюдаются, но вы уже явно пошли на поправку. Это финальная часть, или заключение.

К слову, прием у врача тоже проходит по законам композиции.

«Здравствуйте, что вас беспокоит?» Далее следует рассказ больного — вступление. «Ну раздевайтесь, я вас посмотрю». Осмотр — основная часть. «Ну что ж, дело ясное…» Объявление диагноза — кульминация. «С сегодняшнего дня потрудитесь ежедневно принимать после еды по две…» Рекомендации — заключение.

Давайте с этой же точки зрения рассмотрим такой биологический процесс, как прием пищи. Оговоримся только, что мы берем классический вариант. Итак, обед начинается с закусок, аперитива — это вступление. Затем идет самое объемное блюдо обеда — суп — основная часть. После чего кусок мяса со сложным гарниром, рыба с овощами, котлета по–киевски с жареным картофелем, сарделька с капустой — кульминация. Она приводит к развязке обеда — заключению: компоту. Или кофе. С пирожным. И сигареткой.

В конце концов, человек сексом занимается по законам композиции. Здесь я тоже оговорюсь, что мы рассматриваем классический вариант. Итак, все начинается с предварительных ласк, прелюдии, как говорят нам произведения по сексологии. Или вступления. Затем переход к самой продолжительной — основной части. А в финале основной части тех, кому повезет, ждет кульминация — процесс кратковременный, но насыщенный ощущениями. Что неизбежно ведет к угасанию интереса к происходящему. Но конечности наши по инерции еще продолжают совершать неосознанные движения, которые в литературе назвали финальными ласками. Это не что иное, как заключение.

Даже в такой мало связанной с сексом, музыкой и литературой области жизнедеятельности человека, как спорт, находится место законам композиции. Проведение приема в вольной борьбе также включает четыре фазы: захват, выведение из равновесия (толчок или рывок), после чего следует подножка или бросок, а затем для закрепления своего превосходства — удержание. Налицо снова законы композиции: вступление — захват, основная часть (требующая наибольших затрат физических сил) - выведение из равновесия, кульминация — стремительный бросок и заключение — удержание.

Итак, мы выяснили, что законы композиции одинаково справедливы как для музыкальных, литературных и прочих произведений, так и для областей жизнедеятельности человека, которые с меньшим основанием могут называться искусством (прием пищи, секс, спорт и так далее).

Давайте теперь разберемся с тем, о чем следует говорить на каждом из этапов презентации. Начнем с начала и конца одновременно. Согласитесь, что закуски и компот не есть собственно прием пищи. Легкое недомогание в начале и в последние дни болезни не дает оснований для больничного. Таким образом, и в презентации вступление и заключение не предполагают изложения сути. Они скорее служат для установления с аудиторией продуктивного контакта и грамотного выхода из него. Но мы не будем недооценивать значения этих фаз. Аппетитная закуска способствует тому, что основная пища будет лучше принята и переварена организмом, а десерт закрепит приятные впечатления. Прелюдия в сексуальных отношениях готовит психофизиологические системы двух организмов и ведет к более насыщенным переживаниям. Полноценные финальные ласки не только дополняют, но и закрепляют ощущения, вызывая желания вернуться к этим переживаниям с этим же партнером. Да и в секции вольной борьбы начинающие заняты толканиями и бросками. Опытные же спортсмены больше внимания уделяют цепкому захвату и железному удержанию. Последуем же и мы их примеру.

Две ошибки и одна беда презентатора

Не секрет, что любая коммуникация проходит одновременно на двух уровнях: личностно – эмоциональном и предметно–логическом. Презентация — не исключение. Но в ходе выступления акценты смещаются. Если основная часть и кульминация проходят преимущественно на предметно–логическом уровне, когда важны факты и аргументы, то вступление и заключение — на личностно–эмоциональном. Здесь важно сформировать необходимый эмоциональный фон. Правильное и основательное установление контакта обеспечивает внимание аудитории и хороший эмоциональный фон для восприятия того, к чему вы намерены слушающих привести. Грамотный выход из контакта обеспечивает хороший эмоциональный фон для размышления над вашим предложением, а также увеличивает вероятность благоприятного отношения к вам при следующем контакте с этой аудиторией или ее отдельными представителями.

Я всегда привожу такую аналогию. Оратор вступает с аудиторией в своеобразную интимную связь, в которой он выступает с позиции мужчины, а она — с позиции женщины. Независимо от биологического пола сторон. Большинство выступающих ведут себя как большинство мужчин. В чем заключаются две главные ошибки мужчин в интимных отношениях? Десятки и сотни женщин говорили мне на тренингах одно и то же — в сокращении и формализации вступления и заключения. А какова основная беда мужчин с слишком быстрой кульминации. То же и в презентациях не удивляйтесь. Основные ошибки презентаторов — сокращение и формализация вступления и заключения.

Выглядит это так: презентатор выходит к месту, откуда собирается говорить, и, почти не поднимая глаз на публику, не ожидая момента, когда на нем сосредоточите; внимание аудитории, невнятно произносит что–то вроде " Здравствуйтерадвасвидетьначинаемпрезентацию первый–слайд пожалуйста». Говорит он именно так, как я сейчас; написал. На одной ноте, вяло, без штрихов, как сказали бы музыканты. Финал примерно такой же: «Ну раз вопросов–больше нет тогда уменявсе». Блестяще! Вот если бы в песня: были такие же вступления и финалы! Вот если бы фильмы так же начинались и заканчивались! Никто бы не слушал музыки и кино бы давно умерло как жанр! Откровенно говоря, я не большой поклонник массовой голливудской кинопродукции, но зачастую смотрю эти фильмы ради той вступительной части, когда на фоне торжественной музыки появляется логотип и раздается голос: «Коламбия Пикчерз представляет». О–о–о! А дальше — идущие по коридору люди, обрывки фраз, стрекотание вертолета. «Продюсер Джерри Маг–рей». Сирены полицейских автомобилей, камера движется из кабинета в кабинет. «Режиссер Дэвид Молинн». Женский смех и люди, весело болтающие у кофейного автомата. «Сара Джессика Паркер». Гул оживленной трассы, камера выезжает на улицу, суета на парковке. «И Стенли Фар–рей в роли капитана Шиглоу». Шум сирен приближается, слышны крики людей, гул вертолета все громче, мельтешение нарастает. «В фильме…» О–о–о–о–о!!! И как бывает обидно, когда за стойкой бара в кинотеатре попадается нерасторопный парень, и я влетаю в зал и понимаю, что начальные титры уже пропустил. Конечно, финальные не так важны. Но финальным титрам предшествует такая развязка, что их вообще могло бы не быть.

Не секрет, что в сексуальных отношениях мужчине нужно гораздо меньше времени на то, чтобы загореться и чтобы остыть, чем женщине. И он, соответственно, в меньшей степени нуждается в ласках до и после, которые сами по себе мало влияют на полноту его ощущений в процессе. Другое дело — женщина. Умело и достаточно по времени проведенная прелюдия может коренным образом повлиять на ее переживания и отношение к мужчине, который проявил такой альтруизм и даже, не побоюсь этого слова, профессионализм. Не так ли? Так и публика во время вашего выступления может принять нужное вам решение подчас не под влиянием неопровержимых фактов и неоспоримых аргументов, а благодаря симпатии к вам, хорошему психологическому климату и прочим вещам, формирование которых и происходит именно в первые минуты выступления. Эта мысль может показать крамольной. Но действительно, только «может показаться». Ибо любой психолог вам скажет, что процесс принятия решений иррационален и в гораздо меньшей степени опирается на рациональные доводы. Человек скорее склонен подводить имеющиеся факты под уже принятое решение. А начало и финал, как мы уже знаем, как раз и формируют нужный нам эмоциональный фон.

Теперь о беде. Сейчас усилиями братьев Кличко и марки «Nemiroff» явно растет интерес к боксу. Вы наверняка знаете следующий анекдот. Некто купил пива, рыбки, разложил на столе, одну бутылочку открыл, три положил в холодильник, переоделся в домашнее, положил рядом пачечку сигарет и зажигалку. Выключил телефон. Включил телевизор. Начинает смотреть боксерский поединок. Наливает первый стаканчик пива, делает два глотка и вдруг на экране один боксер «вырубает» другого. Глубокий нокаут Матч окончен. «Мы вели наш репортаж…» Телезритель застывает со стаканом в руке и слышит за спиной голос жены: «Вот теперь ты меня понимаешь?»

Беда выступающих — преждевременная кульминация Они почти в самом начале выдают суть своего предложения и затем излагают доводы в его пользу. Помните, где место кульминации? В финале основной части. Приберегите соль до этого момента.

Можно ли пренебрегать вступлением?

Можно ли его сокращать? Или убирать из презентации совсем? Мы уже не раз обращались за аналогиями к другим областям жизнедеятельности человека и находили там модели, подсказавшие нам правильные решения. Давайте представим, что мы просто умираем с голоду.

— Мама, дай чего–нибудь поесть!
— Садись, сынок, поешь салатику, я сейчас сложный гарнир выложу вокруг котлетки.
— Да не надо сложный, котлету давай.
— Погоди, она сейчас разогреется.
— Да не надо «разогреется»!

Хватаем холодную котлету прямо руками и кидаем в рот. Сократили вступление. Ибо функция вступления — подготовить нас к основной части. Если мы говорим о питании — подготовить желудочно–кишечный тракт. Когда мы голодны, он готов и тратить время и силы на вступление ни к чему.

Он и она трогали под столом коленки друг друга — не могли дождаться, когда разойдутся гости. Наконец они остались одни, бросились друг к другу, и началась прелюдия минут на двадцать. Нет? Конечно нет. Они тут же в прихожей переходят к основной части: психика и физиология давно готовы, во вступлении нет необходимости.

Давайте рассмотрим случаи, когда можно пренебречь вступлением или, во всяком случае, существенно его сократить.
• У презентатора с аудиторией есть история отношений. Его не просто хорошо знают, а хорошо знают с положительной стороны. Его выступления ждут.
• Презентация является частью большой программы и идет не первым пунктом. К моменту начала презентации публика «разогрета».
• Презентатора представляет ведущий или предыдущий выступающий. И не просто называет имя и должность, а принимает на себя функцию вступления, создавая соответствующую атмосферу в аудитории.

Он говорит об авторитетности выступающего, его компетентности в обсуждаемом вопросе, важности темы и так далее.
• Презентация очень короткая и проводится в строго ограниченное время. Когда не хватает времени на еду (или прочие вещи), чем мы жертвуем? Салатом и десертом. Прелюдией и финальными ласками. В презентации то же самое.

Давайте теперь рассмотрим случаи, когда можно пренебречь заключением или сократить его.
• После презентации состоится выступление, продолжающее начатую тему.
• После презентации будет проходить другая презентация .
• Оратор передает слово ведущему или другому выступающему и проводит следующую презентацию.
• После презентации намечена неофициальная часть (банкет, фуршет, коктейль, танцы).

А о чем, собственно, говорить во вступительной и заключительной частях? Что такое кульминация? И как подвести к этой кульминации, то есть как грамотно провести основную часть? Об этом мы поговорим в следующих разделах. А пока несколько советов. Я не рекомендую во вступительной части показывать слайды. Поскольку это период установления взаимодействия с аудиторией и выхода из него, важно, чтобы в это время присутствовал и зрительный контакт. Выйдя к месту проведения презентации, сделайте паузу, оглядите зал, стараясь на долю секунды задержаться на каждой паре глаз. Проследите, чтобы выражение вашего лица было не угрюмо–напряженным, а расслабленным и доброжелательным. Вы вскоре увидите, что выражения лиц сидящих в зале тоже меняются в позитивную сторону. Презентатор и аудитория как солнце и луна: что он транслирует, то аудитория отражает. Если на вашем лице будут напряжение и страдание, ждите такой же реакции в зале. Итак, при установлении зрительного контакта помните, что наиболее обделенными вниманием всегда остаются фланги и галерка. Не бойтесь передержать паузу. Субъективное время для вас и для сидящих в зале не совпадает. Бойтесь скорее недодержать ее. И упаси вас бог начать презентацию, пока в зале продолжается хождение. Дождитесь полной тишины и полной концентрации внимания на вас. В противном случае не удивляйтесь, если хождение и разговоры будут продолжаться в течение всего вашего выступления.

Не рекомендую показывать слайды и в самом финале презентации. Здесь тоже необходим зрительный контакт. После того как погаснет проектор, попросите сделать свет поярче и произнесите заключительные слова, сохраняя зрительный контакт с аудиторией. При этом задержите взгляд чуть дольше на тех, кто смотрит на вас рассеянно или не смотрит совсем. Яркий свет поможет и в том случае, если в финале презентации вы отвечаете на вопросы аудитории.

А сейчас мы рассмотрим варианты вступления, основной части, кульминации и заключения, которые вы сможете подобрать самостоятельно в соответствии с ситуацией и аудиторией, перед которой вам придется выступать.

Вступление
Задача вступления — сразу захватить внимание слушающих, установить с ними эмоциональный контакт, заинтриговать. Внимательно прочитайте варианты вступления.
При составлении текста презентации подберите наиболее подходящий. Не начинайте выступления, пока не убедитесь, что все смотрят на вас и готовы слушать.

Интересный факт…
…имеющий прямое или косвенное отношение к теме. Важно, чтобы он поражал воображение. Для придания факту значимости используйте следующие приемы.
• Сравнение довольно абстрактных величин с понятными. Это те самые вагоны, из которых можно было бы сцепить состав от Земли до Луны. Это те самые тысячи километров шелка, которыми можно было бы обернуть Землю вокруг экватора трижды. Это те самые высаженные за время субботников деревья, которых хватило бы, чтобы обеспечить чистым воздухом города Марсель, Фергану или Козельск.
• Подкрепление визуальным образом. Два фото в сравнении. До и после. (Вспомнилась реклама средств для снижения веса.) Один из менеджеров компании сотовой связи «ВымпелКом» намеревался начать презентацию словами: «У нас десять миллионов абонентов». Вряд ли эти сведения могли поразить воображение собравшихся. Ведь это общеизвестный факт, о котором уведомляют даже уборщицу, принимаемую на работу в эту компанию. Но поскольку речь шла о серьезном деле — организации единого call–центра, упоминания этого числа было не избежать. Какое решение нашел наш герой? На экране появился стадион, заполненный людьми. Его изображение занимало весь слайд. «Это стадион «Уэмбли' с высоты птичьего полета, — прокомментировал слайд выступающий. — На нем сейчас сто тысяч зрителей». Зрелище, действительно, было впечатляющим. На следующем слайде было уже сто таких же изображений, уменьшенных в сто раз. «А это сто стадионов «Уэмбли». На них в сумме десять миллионов человек. Именно столько у нас абонентов, и каждый из них в среднем один раз в сутки звонит в наши call–центры». В зале раздался возглас удивления.
• Увязывание абстрактных величин и понятий с объектами, вызывающими эмоции у аудитории. Наиболее распространенный пример — обращение политиков к женщинам: «Давайте подумаем, как программа нашей партии скажется на жизни наших детей!»

Удивительный факт…
…не имеющий никакого отношения к теме выступления. Особый интерес, как показала практика, вызывает сообщение удивительного факта, начинающееся словами: «Знаете ли вы, что…» или «Задумывались ли вы когда–нибудь над тем, что…» Даже если это не имеет никакого отношения к теме. Мостик от этого факта к теме придумать несложно. Некоторые технологи называют этот прием «Встреча с чудом». Мой коллега Виталий Ильинский свои семинары начинает оригинально. Поприветствовав аудиторию, он достает обычный шарф и предлагает соревнование, кто завяжет шарф быстрее всех. Участники его выступления понимают, что это как–то связано с темой, и включаются в работу. Когда определяется победитель, Виталий говорит, что может завязать шарф еще быстрее. Он делает почти незаметное движение рукой, и участники видят узел. Шарф самый обыкновенный. Виталия просят повторить, он делает это снова и снова. Понятно, что в этот момент внимание аудитории и контакт с ней — стопроцентные. Тогда Виталий говорит: «Вы в рекламе (пиаре, продажах) не первый год. Возможно, вы думаете, что знаете все и ничему новому я вас научить не могу. Точно так же вы несколько минут назад думали, что никто быстрее вас не может завязать шарф. Так вот, я знаю секрет, который позволяет этот шарф завязывать так быстро. Я знаю несколько секретов в рекламе (пиаре, продажах), которые позволяют сделать ее более эффективной и добиваться тех же результатов с меньшими затратами ресурсов». Разгадку фокуса с шарфом он показывает в самом конце семинара, сохраняя интригу.

Оттяжка
Этот прием хорошо знаком нам по рекламе. Первые десять секунд мы не можем понять, что рекламируется. В это время мы переглядываемся друг с другом, в недоумении пожимая плечами. Желание узнать, что же будет дальше, заставляет нас смотреть внимательнее. И пусть выясняется, что рекламируемый объект не достоин нашего внимания (что чаще всего и бывает), цель достигнута — мы смотрим рекламный ролик. Так бывает, что презентатор начинает, например, с пересказа сказки «Золотой ключик». Сидящие в зале догадываются, что так и задумано, но внимание их к происходящему возрастает. Очень уж интересно, как будет выкручиваться выступающий.

Вопрос или цепочка вопросов
Не ждите от аудитории активности в самом начале выступления. Степень интерактивности следует наращивать постепенно. Поэтому на этом этапе задавайте вопросы, не требующие ответа. Используйте этот прием в случаях, когда внимание аудитории рассеянно, когда она утомлена. Если готовите выступление заранее, такое начало будет уместным, если вы точно знаете, что выступаете во втором десятке докладчиков.

Прием, который я называю «Когда я ехал к вам сюда»
Живой интерес вызывает вступление, в ходе которого презентатор рассказывает о том, что он стал свидетелем случая или разговора, произошедшего непосредственно перед его выходом на сцену. Или, по крайней мере, в пределах суток до выступления. Слушатели ожидают, что этот случай или разговор натолкнул оратора на какие–то мысли, связанные с предстоящим выступлением. Важно, чтобы соблюдались два принципа. Первый: связь с происходящим должна быть обозначена не сразу, это создает интригу. Второй: описываемый случай должен быть минимально удален по времени от начала выступления. Событие, произошедшее с вами в токийском метро полтора года назад, гораздо меньше интригует аудиторию, чем то, которое случилось с вами час назад в самарском.

Ключевые слова: Риторика
Источник: Гандапас Радислав, Презентационный конструктор
Материалы по теме
Метод Аристотеля
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Принципы ораторского искусства
Лешутина И.А., Риторика
Топос определение в риторике. Примеры
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Риторический пафос
Волков А. А., Основы риторики
Софистическая риторика
Лмов М.Р., Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по...
Топос целое — части в риторике. Примеры
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Риторический этос
Волков А. А., Основы риторики
Кризис риторики
Лмов М.Р., Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по...
Оставить комментарий