Трудовые ресурсы в мировой экономике

Под трудовыми ресурсами в мировой экономике понимают часть населения, обладающую достаточным физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят:

  • население в трудоспособном возрасте;
  • работающих лиц пенсионного возраста;
  • работающих подростков моложе трудоспособного возраста.

Население Земли в XX в. увеличилось с 1,6 до 6 млрд человек. Рост населения в отдельных странах и регионах происходит весьма неравномерно.

Темпы прироста населения в развитых странах остаются в последние два десятилетия стабильно низкими. Резко замедлились темпы прироста в государствах с переходной экономикой, а в России, в ряде стран СНГ, Балтии и Восточной Европы наметилась естественная убыль населения. Замедлились темпы роста населения и в развивающихся странах, в основном за счет Восточной (включая Китай) и Юго-Восточной Азии, а также Латинской Америки.

В результате усилилась диспропорция в распределении населения Земли между основными группами стран. Главным следствием этого стала неуклонно увеличивающаяся концентрация трудовых ресурсов мира в развивающихся странах. Причем 2/3 мировых ресурсов рабочей силы приходится на страны с самыми низкими показателями ВВП на душу населения.

Возрастная структура населения

Возрастная структура населения мира влияет на долю и численность экономически активного населения, Выделяются два основных типа возрастной структуры.

Первый тип, который характерен для большинства развивающихся стран, отличается очень высокой долей детских возрастов и небольшой долей людей пожилого возраста (65 лет и старше).

Второй тип, характерный для промышленно развитых стран и государств с переходной экономикой, отмечен, наоборот, пониженной долей детских возрастов и высокой долей пожилых людей.

Как демографическое омоложение населения (первый тип воспроизводства), так и демографическое старение (второй тип воспроизводства) влекут за собой ряд негативных последствий для динамики трудовых ресурсов. Ввиду чрезвычайно высокой доли детей и подростков в населении развивающихся стран для этих стран характерен низкий удельный вес лиц трудоспособного возраста. Так, в Нигерии из обшей численности населения на лиц трудоспособного возраста приходилось, по данным переписи, в 1991 г. 48,4%, а на детей и подростков моложе 15 лет — 47,0%. Индия, где на долю детей в 1995 г. приходилось 35,2% населения, не в состоянии ежегодно строить 130 тыс. новых школ, подготавливать 400 тыс. учителей, создавать 5 млн рабочих мест. Напротив, в индустриальных странах, а также в странах с переходной экономикой усиливается демографическое старение населения. В соответствии с критерием ООН население считается демографически старым, если доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет 12% и выше по отношению ко всему населению. Эта доля достигла в Швеции 22,1%, в Германии — 20,1, Японии — 19,9, России - 16,6%.

Демографическое старение населения увеличивает экономическую нагрузку на общество. Во многих развитых странах численность трудоспособного населения лишь ненамного превышает число пенсионеров, и это превышение быстро сокращается.

Экономически активное население

Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, так как остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством или служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активное население мира в 1997 г. оценивалось в 2784 млн человек, что составляло 47,8% всего населения мира, в том числе мужчин — 60%, женщин — 40%.

Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 1980-е годы до 1,6% в 1990-е годы, что связано с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире. В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).

Уровень образования. Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля лиц с таким образованием в России составляет 51% общей численности занятых. Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы.

В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько просто уровнем грамотности. В этих странах уровень грамотности в середине 1990-х годов составлял, % к общей численности взрослого населения: мужчины — 78,4 и женщины — 60,3. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной, Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.

Профессиональная структура рабочей силы

Изменения в профессиональной структуре проявляются в изменении соотношения численности занятых по различным профессиям, образовании новых и исчезновении старых профессий.

Важнейшая из действующих в этой области тенденций состоит в снижении во всех странах доли сельскохозяйственных профессий и увеличении доли работников сферы услуг, причем чем выше уровень развития экономики страны, тем эта тенденция проявляется сильнее.

Специалисты (работники с высшим и средним специальным образованием) являются самой быстро растущей категорией экономически активного населения в развитых, постсоциалистических и новых индустриальных странах. Так, особенно быстро растет численность работников наиболее квалифицированных профессий, связанных с развитием наукоемких производств. Категория служащих — вторая по численности в профессиональной структуре занятости стран развитых, с переходной экономикой и новых индустриальных. Усложнение общей системы хозяйственных связей и рост информационных потоков вызвали необходимость анализа и обработки информации, что обусловило резкое увеличение численности служащих и их доли в занятом населении.

Занятость работников сферы услуг возрастает и абсолютно, и относительно во всех группах стран как следствие процесса постиндустриализации.

Рабочие в промышленности, строительстве, на транспорте (индустриальные рабочие) составляют самую многочисленную профессиональную категорию экономически активного населения в развитых и постсоциалистических странах. Но в обеих группах стран происходит сокращение доли этой категории занятых, вызванное перемещением рабочей силы в сферу услуг. Технический прогресс приводит и к существенным изменением профессионального состава индустриальных рабочих. В развитых странах происходит процесс замещения полуквалифицированной рабочий силы квалифицированной, а также вытеснения из производства ряда прежде массовых профессий (шахтеров, швей, плотников и др.). Одновременно растет численность и доля квалифицированной рабочей силы. Сдвиги в структуре рабочей силы обусловливают первоочередность решения проблемы профессиональной подготовки и переобучения кадров в развитых странах и странах с переходной экономикой в соответствии с изменяющимся содержанием труда, массовым образованием новых профессий и специальностей. В США в результате структурной перестройки экономики ежегодно вытесняются из производства от 1 млн до 2 млн работников, профессиональная переподготовка которых, особенно лиц старшего возраста, крайне затруднена. В странах с переходной экономикой, включая Россию, в 1990-е годы происходило массовое переобучение работников профессиям, пользующимся спросом в рыночной системе (бухгалтер, аудитор и др.).

Ключевые слова: Экономика, Кадры
Источник: Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Материалы по теме
Процесс приема персонала на работу
Дейнека А.В., Управление персоналом
"Аналитическая профессиограмма" и общая схема профотбора
Пряжников Н.С., Психология труда
Налогообложение внешнеэкономической деятельности
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Карьерные якоря Шейна
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Инструменты системы управления персоналом
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Предмет и объекты экономического анализа. Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в управлении организацией
Финансовый Анализ Управление Финансами, Н.Н. СЕЛЕЗНЕВА, А.Ф. ИОНОВА, г. Москва 2006
Кадровая политика и деятельность
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Прием на работу генерального директора
Ладнова Е.С. - Прием и увольнение работников (Делопроизводство и кадры) - 2012
Оставить комментарий