Предпринимательство как экономический ресурс

Предпринимательство как экономический ресурс становится все более важным в экономике. Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) — это способность к эффективной организации взаимодействия основных экономических ресурсов: труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители — предприниматели, его инфраструктура — рыночные институты, его этика и культура. Выдающийся американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер, в рамках своей теории созидательного разрушения главную роль отводит предпринимателю. Внедряя в хозяйственную жизнь и реализуя на рынке на свой страх и риск новые изобретения, идеи, организационные мероприятия, предприниматель осуществляет тем самым нововведения (инновации). Подобная инновационная деятельность предпринимателей и является, по Шумпетеру, двигателем экономического развития. Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны — это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство. Наконец, составная часть национального предпринимательского потенциала — это этика и культура, сам предпринимательский дух общества. В целом можно сделать вывод, что в той или иной стране предпринимательский ресурс обилен, если в ней немало опытных образованных предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеют глубокие корни предпринимательская этика и культура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения. Подобными характеристиками обладают прежде всего развитые страны, большинство из которых взращивали предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются наследниками старой предпринимательской культуры (Северная Америка и другие переселенческие страны), а также некоторые из новых развитых и новых индустриальных стран с глубокими торговыми традициями (это прежде всего государства Восточной и Юго-Восточной Азии).

Мировой опыт также показал, что предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в таких странах, если сильная степень либерализации хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также с активной государственной поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.

Научные ресурсы мира. Научные ресурсы (научно-технический потенциал, наука) определяют возможности той или иной страны осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу образуют количественные факторы: наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественных) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.

Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран и групп стран, являются:

  • доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП;
  • расходы на НИОКР на душу населения;
  • доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;
  • численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и доля в численности населения данной страны);
  • количество международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения;
  • индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны);
  • доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции (по определению национального научного фонда США к наукоемким относятся отрасли, в которых доля расходов на НИОКР составляет более 3,5%, а доля научного персонала — не менее 2,5%; в число наукоемких отраслей входят авиакосмическая, приборостроительная, электротехническая, электронная и др.);
  • доля страны на мировом рынке высоких технологий (к числу высоких технологий чаще всего относят четыре важнейших направления технологического развития: информационные технологии; технологии, основанные на использовании новых материалов; космические технологии; ядерные технологии).

Общие расходы на НИОКР в семи странах с крупнейшим научно-техническим потенциалом составили около 370 млрд долл. (по паритету покупательной способности инвалют). Удельный вес расходов на НИОКР в ВВП развитых стран имеет тенденцию к стабилизации на уровне 2—3%.

Однако не существует жесткой зависимости между уровнем развития той или иной страны и долей расходов на науку в ее ВВП. В делом развитые страны расходуют на НИОКР относительно больше финансовых ресурсов, чем развивающиеся государства, а крупные развитые страны, как правило, тратят на науку больше средств, чем малые. Но многое зависит от исторически сложившихся условий данной страны: доля затрат на НИОКР в ВВП составляет в Швеции 3%, Израиле — 2,2%, в Новой Зеландии — всего 1%.

Доля государства в расходах на НИОКР составила в 1995 г. в Великобритании и Франции около 50%; в США — 36%. В этих странах, особенно в США, значительная часть исследований осуществляется в военных целях, что и является одним из факторов ведущей роли государства в финансировании НИОКР. Другой фактор — традиционно высокая доля фундаментальных исследований, финансируемых во многих случаях за счет госбюджета.

В ряде стран решающую роль в финансировании НИОКР играют частные фирмы. Так, в начале 1990-х годов из общих ассигнований на НИОКР на долю частного сектора приходилось в Южной Корее 82%, в Швейцарии — 75, Швеции — 68%.

Для российской науки вплоть до середины 1990-х годов была характерна крайне централизованная система финансирования, при которой доля государственных расходов на исследования и разработки достигала 93%. Однако объем бюджетных ассигнований на НИОКР во второй половине 1990-х годов резко сократился и в результате доля бюджетных средств в структуре финансирования исследований и разработок (с учетом средств предприятий государственного сектора) в 1997 г. составила 60,2%.

Высокие темпы научно-технического прогресса во второй половине XX в. привели к расширению технологического обмена. Международный технологический обмен может осуществляться:

  1. на некоммерческой основе (научно-технические публикации, конференции и симпозиумы, миграция ученых и специалистов), этот обмен распространяется главным образом на фундаментальные НИОКР;
  2. на коммерческой основе (передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями — патентов, лицензий, ноу-хау, т.е. секретов производства и технологического опыта и т.д.).

Передача технологий осуществляется двум главным группам покупателей: зарубежным филиалам (дочерним фирмам ТНК) и независимым фирмам. Новые технологии предоставляются преимущественно ТНК своим филиалам или дочерним фирмам. Независимым фирмам чаше всего продают технологии отраслей, не относящихся к числу наукоемких (металлургия, металлообработка, текстильная промышленность и др.).

Крупнейшим в мире экспортером технологии являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания, Швейцария и Япония, которая в 1950—1980-х годах была одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений и в настоящее время все еще больше платит за иностранную технологию, чем получает за экспорт своей, но этот разрыв уменьшается. Такие страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция, целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий, а экспортируют в небольшом объеме лицензии в основном в соседние государства. Россия также импортирует технологии в гораздо большем объеме, чем экспортирует.

Научно-технические связи тесно переплетены с торговлей наукоемкой продукцией. Поэтому о масштабах и географии этих связей можно судить исходя из положения той или иной страны на рынке высоких технологий и тем более — наукоемкой продукции в целом.

Весь мировой рынок высокотехнологичной продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия — по 11, Япония — по 7.

Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн долл. Из этого объема на долю США приходится 39%, Японии — 30, Германии — 16, России — менее 1% (низкая доля нашей страны во многом объясняется преобладанием в недалеком прошлом военных НИОКР и слабым развитием коммерческой деятельности в научной сфере).

Ключевые слова: Предпринимательство, Экономика
Источник: Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Материалы по теме
Предпринимательский сектор в экономике
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Экономическое обоснование предпринимательского проекта
Липсиц И.В., Экономика
Теории платежного баланса
А.С.Булатов, Экономика
Финансовая микросреда предпринимательства, её составляющие
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Экстенсивный и интенсивный экономический рост
А.С.Булатов, Экономика
Что необходимо для запуска Интернет-стартапа?
...
Фирма (предприятие) в системе экономических отношений
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Предпринимательство и менеджмент
Под редакцией Афоничкина А.И. - Основы менеджмента (Учебник для вузов) - 2007
Оставить комментарий