Неотехнологические теории международной торговли

В последние десятилетия существенное влияние на развитие международной торговли оказывают неотехнологические теории международной торговли. Возникла необходимость учесть это влияние в моделях развития международного разделения труда и международной торговли.

Модели неотехнологического направления более адекватно отражают реальные процессы современного развития международного разделения труда, в частности, все более интенсивно расширяющийся в 70—90-е гг. внутриотраслевой обмен между отдельными государствами.

Сторонники неотехнологического направления структуру международного разделения труда, его характер пытаются объяснить технологическими факторами.

Если основными переменными современных неоклассических моделей являются, как у Хекшера — Олина, наделенность факторами и интенсивность затрат факторов, то основные переменные при неотехнологическом подходе — это затраты на исследования и разработки (в процентах от стоимости продаж), заработная плата на одного занятого и процент квалифицированной рабочей силы.

По теории Хекшера — Олина, сравнительные преимущества возникают вследствие минимизации издержек при преимущественных затратах изобильного фактора. Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны) — новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие — производить что-то новое, и опять же не освоенное другими.

Принципиально изменилось и отношение к государству. Динамические сравнительные преимущества, анализируемые теоретиками неотехнологического направления, создаются, возникают и исчезают с течением времени. В соответствии с моделью Хекшера — Олина структура внешней торговли как бы предопределена соотношением изобильных и недостаточных факторов в данной стране, а задача государства — лишь не мешать тому, что заставляет делать рынок рынком совершенной конкуренции: максимально использовать в производстве изобильный фактор. Напротив, многие экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

Ключевые слова: Торговля
Источник: А.С.Булатов, Экономика
Материалы по теме
Выбор торгового посредника
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф....
Оптовая торговля
Маркетинг. Учебное пособие
Процедура прохождения регистрации товарных знаков, торговых марок
...
Розничная торговля
Маркетинг. Учебное пособие
Торговый процесс продажи товаров
Чкалова О. В. - Торговое предприятие. Учеб. пособие - (Высшее экономическое образование) -...
Организация фьючерсной торговли
Жижилев. Оптимальные стратегии извлечения прибыли
Сущность торгового капитала
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Внешняя торговля России и проблемы ее развития в 90е годы
Липсиц И.В., Экономика
Оставить комментарий