Японская модель корпоративного управления

Японская модель корпоративного управления основана на перекрестном владении акциями и контроле, а также на формировании сверхкрупных финансово-промышленных корпораций (кейрецу) и их объединений типа ФПГ (сюданов) со сложной системой внутреннего согласования интересов участников, включающих финансовые учреждения (внутренние банки, страховые и трастовые компании), торговые фирмы, производственные предприятия).

Руководящим органом сюдана является совещание президентов головных фирм. Оно принимает решения по важнейшим вопросам. Имеет место перекрестное акционирование и внутренняя циркуляция, ресурсов.

Основными владельцами акций корпораций являются инсайдеры (более 70% из них - институциональные инвесторы). Речь идет о банках и связанных с ними аффилированных компаниях (кейрецу).

В рамках корпораций происходит внутригрупповое перемещение не только товаров и услуг (доля внутригрупповой торговли доходит до 20%), но и менеджеров. Это максимально способствует обмену информацией и эффективному использованию совместного опыта.

Все это придает корпорациям большой динамизм. Внутрикорпоративные контрактные отношения охватывают финансовые и промышленные ресурсы и научно-техническую информацию. Действует принцип целенаправленной специализации, когда интересы не пересекаются.

В Японии банки являются крупными акционерами и важными источниками финансирования. В 16% корпораций банк - наиболее крупный акционер, в 22% - второй по величине. Действовать они могут через советы директоров или через клуб президентов. Банки постоянно наблюдают за деятельностью фирм и поддерживают с ними прямые контакты.

Государство и общественное мнение активно защищает сю-даны и кейрецу (в том числе и законодательно) от посягательства иностранных инвесторов, поэтому доля иностранного капитала в Японии минимальна.

В японской экономике особенно сильна роль государства (но доля государственного сектора в экономике страны незначительна). Оно выступает направляющей и ориентирующей, но не руководящей силой, что проявляется в следующих аспектах:

  • выработке наиболее перспективных направлений экономического развития и ориентации экономики в обозначенном направлении (действует система государственного программирования, включающая разработку долгосрочных прогнозов и среднесрочных планов);
  • создании инфраструктуры, оказании помощи отраслям и отдельным фирмам;
  • поддержке отношений, как внутри отдельных компаний, так и между ними, способствующих росту эффективности производства и конкурентоспособности японских товаров.

Базовые принципы японской модели корпоративного управления сводятся к следующему:

  • система управления концентрируется вокруг ключевого банка, промышленно-финансовой сети или кейрецу (в Японии один банк выполняет все функции, в то время как, например, в США они разделены между коммерческими банками и специализированными консалтинговыми корпорациями);
  • система управления ориентация на поддержание деловых контактов, а не достижение баланса сил (как в США);
  • акционеры назначают совет директоров (в зависимости от финансового положения компании может включать до 50 чел -преимущественно внутренних членов (исполнительных директоров), включая подотчетного ему президента, который консультируется при принятии решений с исполнительной администрацией;
  • сотрудничающий с компанией и предоставляющий ей займы банк контролирует совет директоров и одновременно находится под его контролем, но представители банков привлекаются в советы директоров только в кризисной ситуации (в германской модели их участие постоянно);
  • независимые акционеры не в состоянии влиять на дела корпорации;
  • существуют сравнительно невысокие (ниже, чем в США), требования к открытию информации (реже, менее детально);
  • значительная роль принадлежит неформальным объединениям, клановым и кастовым отношениям - личным союзам, клубам и проч.

В неформальной обстановке происходит обмен основной информацией, согласование ключевых решений, разрешение споров и конфликтов. Наиболее влиятельным органом является совет президентов группы.

Недостатками японской модели являются клановость, ограничение конкуренции.

Ключевые слова: Управление, Корпорации
Источник: Веснин В.Р., Корпоративное управление
Материалы по теме
Национальные модели корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Немецкая модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Понятие корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Методы корпоративного управления
Корпоративный менеджмент
Управление корпорациями
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Англо-американская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Российская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Понятие корпоративного менеджмента
Корпоративный менеджмент
Оставить комментарий