Понятие корпоративного управления

Корпоративное управление есть система деятельности по регулированию отношений между участниками корпорации - финансовыми инвесторами, советом директоров, как представителем интересов всех держателей акций, и наемной высшей администрацией (топ - менеджментом), а также между последней и остальными служащими в условиях распыления прав собственности среди множества акционеров.

В рамках корпоративного управления отношения собственников между собой заменяются опосредованным отношением через корпорацию.

Корпоративное управление предполагает разделение прав собственности и контроля, что принципиально отличает его от не корпоративного управления (акционерное общество, в котором управляют собственники, строго говоря, корпорацией не является).

Постулаты корпоративного управления.

  1. Цели и стратегии корпоративного собственника и механизмы их реализации не должны противоречить общенациональным социально-экономическим интересам, общепринятым нормам права и морали.
  2. Эти стратегии реализуются профессиональными действиями менеджеров при контроле со стороны собственников.
  3. Экономическое поведение субъектов корпоративного управления должно быть оптимизировано с позиций отношений собственности и корпоративной иерархии с целью достижения синергии.

Корпоративное управление призвано обеспечить эффективную деятельность наемных менеджеров и работу корпорации в интересах собственников (инвесторов), вложивших в корпорацию свои средства, и не обладающих необходимой квалификацией или вообще возможностью (если они - юридические лица), управлять, соблюдение обязательств (ответственности) компании по отношению к правам заинтересованных лиц, увеличение стоимости капитала, достижение максимизации прибыли.

Оно определяет, каким образом акционеры контролируют работу высших должностных лиц, какую ответственность несут эти лица перед ними за достигнутые результаты.

Таким образом, основными целями корпоративного управления являются.

  1. Увеличение капитализации компании (стоимости бизнеса за счет роста котировки акций) в том числе при поглощениях и присоединениях.
  2. Обеспечение баланса интересов собственников, ее менеджмента, других финансово заинтересованных сторон (аффилированных лиц).

Кроме того, в задачу корпоративного управления входит оказание влияния на такие стороны функционирования и развития корпорации, как:

  • формирование и реализация корпоративных стратегий в области слияний и поглощений;
  • определение дивидендной политики;.
  • формирование организационной структуры;
  • взаимодействие с рынком: ценных бумаг, создание инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и создание условий для формирования собственного капитала, управление активами;
  • совершенствование системы оплаты труда высших менеджеров;
  • формирование корпоративной культуры; -завоевание доверия заказчиков, партнеров, правительства,
  • общественности к механизмам привлечения инвестиций в компанию и на этой основе повышение ее капитализации;
  • проведение эффективной социальной политики.

Объектом корпоративного управления являются акции, доли, система стимулов, правил, сдержек, противовесов, применяемых к менеджерам и побуждающих их действовать в интересах собственников.

Описанная система представляет собой корпоративное управление в узком, или собственном смысле слова, и в англоязычных странах называется Corporate Governance. Ее особенности обусловлены спецификой корпоративного образования:

  • отделением собственности от управления (при определяющем значении первой);
  • наличием в структуре компании зависимых и не зависимых лиц.

В широком смысле корпоративное управление - система организационно-экономических, правовых, управленческих отношений между субъектами, интерес которых, связан с деятельностью компании.

Система корпоративного управления в узком смысле слова характеризуется:

  • составом участников;
  • структурой акционерного капитала;
  • полномочиями совета директоров и других выборных и назначаемых органов;
  • механизмами (совокупностью процедур) воздействия на них со стороны заинтересованных лиц (stakeholders).

Механизм корпоративного управления включает:

  • механизм контроля действий менеджеров и их замены;
  • механизм перераспределения прав собственности в пользу более эффективных экономических агентов в том случае, когда собственники не способны или не желают контролировать управленцев.
  • совокупностью норм корпоративного поведения;
  • требованиями к раскрытию информации и пр.
Ключевые слова: Управление, Корпорации
Источник: Веснин В.Р., Корпоративное управление
Материалы по теме
Немецкая модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Японская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Методы корпоративного управления
Корпоративный менеджмент
Российская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Управление корпорациями
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Англо-американская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Понятие корпоративного менеджмента
Корпоративный менеджмент
Сущность корпоративного управления
Корпоративный менеджмент
Оставить комментарий