Модели корпоративного управления

В зависимости от того, является ли корпоративная собственность сконцентрированной в руках немногих лиц или распыленной, на практике существуют две модели осуществления корпоративного контроля, то есть, корпоративного управления, характеризующиеся соответствующим набором методов и средств управления.

При концентрированной собственности используются механизмы внутреннего контроля; при распыленной - внешнего.

Механизм внешнего (аутсайдерского) контроля состоит из следующих элементов.
1. Корпоративного законодательства. В России оно представлено Гражданским кодексом, законами «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», нормативными актами ФКЦБ, Минюста и пр.

В странах, где преобладает внешний контроль, интересы владельцев акций, в том числе меньшинства, в более значительной степени защищены законодательно. Здесь ниже процент голосов, необходимый для созыва собрания, предусмотрено кумулятивное голосование, одна акция дает один голос. Действующее законодательство в России защищает интересы миноритарных акционеров в большей степени, чем в других странах.

2. Контроля со стороны финансового рынка, основанного на угрозе (при неэффективной работе менеджеров) поглощения корпорации или перехода ее в чужие руки, что автоматически приводит к смене управляющей команды (к: этому ведет массовый исход недовольных действиями менеджмента акционеров и соответствующее падение рыночной стоимости акций с их последующей скупкой заинтересованными лицами). Это - практически неограниченный по своим возможностям метод контроля менеджмента со стороны акционеров.
3. Контроля со стороны заемщиков, основанном на угрозе банкротства при невыполнении долговых обязательств вследствие той же неэффективной работы менеджеров (наиболее жесткий инструмент контроля).
4. Механизма голосования по доверенности или по почте.
5. Контроля со стороны независимых директоров, защищающих интересы акционеров и выстраивающих отношения между ними и топ-менеджментом.
6. Всеобъемлющего информирования топ-менеджерами собственников.
7. Эффективной системы оценки и вознаграждения управленцев.

Один из стимулов, заставить менеджеров работать - привязать их заработную плату к росту прибыльности компании и рыночной стоимости акций через вручение им определенного типа ценных бумаг номинальной стоимостью от 1\3 до 2\3 суммарной величины вознаграждения.

Чем большая доля акций принадлежит менеджерам (пороговое значение - 30%), тем ниже вероятность агентских конфликтов и труднее осуществлять поглощение.

Эти рычаги направлены на поддержание уверенности у инвесторов, не владеющих контрольным пакетом.

Аутсайдеры реально контролируют компанию, выбирая совет директоров, а через него - подотчетных акционерам менеджеров, могут влиять на решения по важнейшим вопросам ее деятельности.

Однако такая система в целом не стабильна, здесь больше риска.

Недостатки механизмов реализации внешнего контроля:

  • возможность попадания реальной власти в руки менеджеров из-за нежелания и невозможности ее осуществления аутсайдерами;
  • стремление поддержать высокий уровень котировок акций и большая вероятность их сброса владельцами при падении доходности (во многом вследствие отсутствия информации) приводит к ориентации менеджмента на сиюминутные проекты;
  • существует большой набор инструментов, действующих против поглощения.

Инсайдерская (внутренняя) модель реализации корпоративного управления характеризуется следующими основными особенностями:

  • акции сосредоточены в руках относительно небольшого числа владельцев (высокая концентрация капитала), тесно сотрудничающих с корпорацией, координирующих свои действия и стремящихся реализовывать единую стратегию;
  • им принадлежат рычаги власти, либо, на основе владения большинством голосующих акций, либо, на основе установления контроля над остальными акционерами (внешний контроль при этом не имеет существенного значения);
  • в управлении могут участвовать заинтересованные лица (миноритарные акционеры, рабочие, служащие, представители властей);
  • применяются дополнительные меры по закреплению руководящих работников на своих постах;
  • преобладает банковское финансирование.

К внутренним инструментам корпоративного управления относятся.
1. Ежегодные общие собрания акционерного общества, на которых ведущие акционеры, пользуясь наличием крупного пакета голосующих акций, могут проводить необходимые им решения (в то же время, этот рычаг не является достаточно эффективным, ибо здесь возможны значительные манипуляции голосами).
2. Постоянный мониторинг и аудит менеджмента, воздействие на него со стороны совета директоров и крупнейших акционеров.

Если число акционеров велико, они в основном - мелкие, никто из них не хочет орать на себя ответственность за управление корпорацией. При низкой концентрации собственности интересы вообще трудно защищать, и тогда ситуация может выйти из-под контроля.

Мелкие акционеры не могут эффективно осуществлять контроль и мониторинг, ибо это требует значительных затрат, например, на сбор информации, которые относятся к общественным издержкам (результатами пользуются все).

Поэтому данные функции могут выполнять только крупные или консолидированные акционеры. Но и выигрыш от контроля у них выше, чем мелких.

Однако они не владеют 100% акций. Кроме того, крупные акционеры (или их представители) за отказ от контроля могут выторговать у менеджеров выгоды для себя или сам стать менеджерами.

Высокая концентрация собственности может привести к ее монополизации, связанной с изменением, например, в свою пользу на формально законном основании финансовых потоков (частные выгоды контроля).

3. Привлечение к управлению компанией как можно большего числа лиц, например, представителей трудового коллектива.
4. Следование кодексам корпоративного поведения, отражающим принципы корпоративного управления.

Таким образом, инсайдерская модель предполагает, что корпорацию контролируют менеджеры; аутсайдерская - независимые члены совета директоров (правления).

Обеим моделям присущи риски, и корпоративное управление призвано их снизить.

Эффективность корпоративного управления как способа осуществления корпоративного контроля обеспечивается следующими факторами.

  1. Оптимальной концентрацией собственности (числа акций, их стоимости) в руках отдельных субъектов, максимального числа голосов (компании со значительным числом акционеров пользуются и большим доверием у инвесторов, хотя и не обязательно лучше управляются).
  2. Прозрачностью структуры собственности, доступностью информации о собственниках, особенно крупных, о числе акций, принадлежащих директорам и менеджерам, о наличии у них акций других компаний.
  3. Соблюдение принципа одна акция - один голос в отношении всех акционеров (у всех должны быть одинаковые права и равный подход к распределению прибыли), предоставлением возможности голосовать по доверенности.
  4. Отсутствием ограничений на обращение акций.
  5. Своевременностью уведомления акционеров о проведении собраний.
  6. Созданием совета директоров и возможностью досрочного прекращения его полномочий, его оптимальным составом (от 5 до 9 членов), ограничением представительства менеджеров (не более половины участников; другую половину должны составлять независимые директора), недопустимостью совмещения должностей председателя совета директоров и правления.
  7. Наличием формализованного свода правил корпоративного управления, отражающих видение компании, систему ценностей, правила стимулирования и вознаграждения менеджеров и пр.
  8. Формированием советами директоров независимых комитетов для аудита, внутреннего контроля, вознаграждения менеджеров и пр.
  9. Соблюдением принципа прозрачности деятельности корпорации, своевременностью раскрытия финансово-хозяйственной и иной, не составляющей тайну коммерческой информации, сведений о миссии, уставе, членах совета директоров.
  10. Использованием международных стандартов бухгалтерской отчетности.
  11. Привлечением независимых аудиторов с хорошей репутацией.
  12. Использованием специальных правил осуществления заинтересованных сделок (например, преимущественного права приобретения акций пропорционально числу уже принадлежащих голосующих акций).
  13. Четким распределением полномочий между различными органами управления корпорацией, соблюдением принципа квалифицированного большинства при принятии особо важных решений.
  14. Наличием надежных механизмов контроля действий менеджеров. При отсутствии конфликтов собственников и менеджмента достигается синергетический эффект.

Характерными чертами эффективной модели корпоративного управления по определению мирового банка являются.

1. Прозрачность:

  • финансовой и другой информации о деятельности компании.
  • процесса контроля деятельности менеджеров.

2. Защита и обеспечение прав и интересов всех акционеров.
3. Независимость директоров в:

  • определении стратегии компании, утверждении бизнес-планов, принятии других важных решений;
  • назначении менеджеров и контроле их деятельности, смещении менеджеров в случае необходимости.
Ключевые слова: Корпорации, Управление
Источник: Веснин В.Р., Корпоративное управление
Материалы по теме
Понятие корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Методы корпоративного управления
Корпоративный менеджмент
Управление корпорациями
Питер Ф. Друкер, Задачи менеджмента в XXI веке
Российская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Англо-американская модель корпоративного управления
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Понятие корпоративного менеджмента
Корпоративный менеджмент
Сущность корпоративного управления
Корпоративный менеджмент
Структура корпоративного менеджмента
Корпоративный менеджмент
Оставить комментарий