До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР, базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей — налога с оборота и платежей из прибыли.
В условиях перехода на рыночные отношения доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации, как и в других странах с рыночной экономикой, стали налоги.
В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг; штрафы, конфискации, компенсации; средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней;
- иные налоговые доходы.
Кроме того, в федеральный бюджет поступают доходы целевых бюджетных фондов. К этим фондам прежде всего следует отнести:
- Федеральный бюджетный фонд РФ;
- Фонд развития таможенной системы РФ;
- Межведомственный фонд развития системы и налоговой службы РФ;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- Федеральный экономический фонд;
- Фонд развития Федеральной пограничной службы и др.
Структура доходов федерального бюджета определяется не только на стадии его формирования, она также зависит от фактического поступления доходов, и прежде всего налогов.