Как стать индивидуальностью?

Все философы и мудрецы рассказывают нам, что индивидуальности встречаются редко. Но любопытная штука — практически все люди считают себя индивидуальностями. (Задумайтесь: встречали ли вы когда-нибудь человека, который бы признался: «Я не индивидуальность».) Если философы правы, значит, большинство людей ошибаются в своей самооценке. Источник этого заблуждения заключается в предположении, что наличие уникальных генов и уникального запаса впечатлений гарантирует индивидуальность. Если бы это было так, то никто не смог бы стать конформистом. Но конформисты есть. Потому это предположение необоснованно. Индивидуальность не дается при рождении, а приобретается.

Чтобы стать индивидуальностью, нам необходимо взглянуть на себя самих честно и объективно. Для этого требуется мужество, потому что часто нужно не принимать желаемое за действительное и разрушить заветные иллюзии на свой счет. Насколько же вам недостает индивидуальности? Давайте посмотрим. С тех самых пор как вы лежите, беспомощно гугукая, в своей кроватке, вы учитесь. Мгновение — и вы уже можете пользоваться своими чувствами и впечатлениями. Вы получаете буквально миллионы впечатлений, прежде чем приобретете способность интерпретировать их более или менее искусно. К тому времени, когда вы приобретаете способность эффективно интерпретировать, у вас уже накапливается большой ассортимент действий и реакций — с помощью имитации. Вы непрерывно практикуетесь в речи и ходьбе и, конечно же, в мышлении, как это делали ваши родители, старшие братья или сестры.

Позднее вы ходите в школу и получаете информацию и убеждения от учителей, часто имитируя их привычки и воззрения. Вы учитесь также у своих друзей и одноклассников и со временем (когда одобрение сверстников становится более важным) говорите и делаете многие вещи не потому, что они кажутся уместными или продуманными, или потому, что вы их очень хотите, а потому, что убеждены, будто эти вещи вызовут одобрение вашей группы. Если вы такой же, как большинство людей, то вы избираете слова и поступки исходя, хотя бы частично, из того, что другие хотят или ожидают от вас.

Но главным созидателем ваших воззрений, привычек и ценностей, наверное, станут не ваши родители, братья или сестры, учителя или друзья. Скорее всего, им окажется поп-культура. Согласно исследованию 2002 г. о том, сколько дети смотрят телевизор, среднестатистический мальчик смотрит телевизор почти три часа в день, а среднестатистическая девочка — чуть больше двух с половиной часов в день. Это означает, что от дошкольного до старшего школьного возраста среднестатистический молодой человек проводит перед телевизором около 14 000 часов, сравните это с 11 000 часами классных занятий. И это без учета времени, потраченного на чтение популярных журналов, игру в видеоигры и прослушивание музыки.

Каким же образом поп-культура воздействует на людей? Навязывая людям роль зрителей, телевидение поощряет пассивность. Бомбардируя людей печатными и телевизионными рекламными объявлениями — примерно 750 ООО единиц к 18-летнему возрасту, — реклама содействует тому, что люди становятся доверчивыми и принимают предвзятые сообщения за факты. Создавая в передачах частые смены «картинки» и рекламные вставки, телевидение препятствует развитию у зрителей объема внимания. Пропагандируя потакание своим желаниям, импульсивность и мгновенные удовольствия, реклама подтачивает самодисциплину. Отдавая огромные площади газетных и журнальных полос артистам и приглашая их в ток-шоу, где бы те могли выставлять на всеобщее обозрение свои мнения, СМИ создают ситуацию, когда людям трудно отличить безупречность от посредственности.

Процесс воздействия общества (дом, соседи, церковь, школа и т.д.) социологи называют аккулътуризацией. По сути, она заключается в приспособлении к нашей культуре. На то, как мы приспосабливаемся, как культура формирует нас, серьезное влияние могут оказывать социально-экономические условия наших семей, их религиозные и политические взгляды и уровень заботы, который они проявляют к нам.

Аккультуризация может проходить едва заметно, создавая иллюзию, что наши ценности, воззрения и идеи формируются независимо от других людей и обстоятельств. Именно этот род иллюзии имел в виду Эрих Фромм, когда отмечал, что большую часть времени, когда мы говорим, что мы думаем нечто, в действительности мы говорим: «Во мне что-то думается».

Нетрудно понять, каким образом мы обманываемся насчет нашей независимости. Мы намного лучше знаем о факте наличия у нас тех или иных идей, чем об обстоятельствах, при которых мы их приобрели. То, что мы чувствуем и в чем убеждены, является для нас опытом настоящей минуты, поэтому мы склонны забывать его происхождение. Наконец, то, что мы думаем, кажется нам частью нас самих, как наше сердцебиение. Мысль же о том, что наши идеи заимствованы у других, для нас чужда и оскорбительна, поэтому мы сопротивляемся ей.

Быть индивидуальностью значит больше, чем заявлять о своей независимости. Это означает обретать ее. Вот три шага, которые помогут вам начать обретение своей индивидуальности:

  1. Признайте те влияния, которые сформировали ваше мышление. Скажите самому себе: «В моей голове полно чужих идей и позиций, которые я приобрел некритически и усвоил, потому что был юн и доверчив. Многие из этих идей и позиций теперь превратились в принципы и убеждения. Тем не менее некоторые из них, безусловно, ошибочны и никчемны». Определите тех людей, которыми вы восхищались или с которыми были очень близки: мать и отца, тетю или дядю, тренера или преподавателя, знаменитость. Взвесьте убеждения и поступки каждого из этих людей. Решите, какой именно вклад эти убеждения и поступки внесли в ваши идеи и воззрения.
  2. Разберите и оцените свои идеи и воззрения, даже самые заветные. Задайтесь вопросом, например, какова ваша политическая философия? (Этот вопрос, конечно же, означает больше, чем «Вы демократ или республиканец?» Он включает ваши взгляды на надлежащую роль правительства и ответственность граждан в демократическом государстве.) Задайтесь также вопросом о своих взглядах на проблемы религии, рас, национальностей, брака, морали и права. Сравните свои идеи и воззрения с идеями и воззрениями других людей. Пусть ваши убеждения подтвердят свою состоятельность не потому, что они знакомы и совместимы с другими идеями, а потому, что они обоснованны в свете имеющихся фактов.
  3. Выберите самые лучшие идеи. Решите как можно объективнее, какие идеи заслуживают вашего одобрения и какие воззрения заслуживают усилий по их приобретению. Помните, что вы никогда не бываете более индивидуальны, чем когда сопротивляетесь давлению привычки и изменяете свой образ мыслей относительно того или иного предмета или спорного вопроса, потому что факты побуждают вас это сделать.

Настоящая индивидуальность, конечно же, не может быть выработана за один день или даже за сто. Это — текущая задача, дело всей жизни, но такое дело, за которое всякий, кто желает стать хорошим мыслителем, должен взяться.

Ключевые слова: Индивидуальность
Источник: Винсент Ружиэйро, Мышление.
Материалы по теме
Индивидуальные различия и развитие воображения
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Понятия индивида, личности, индивидуальности
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Личность и индивидуальность
Мельник С.Н., Психология личности, Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск...
Возрастные и индивидуальные особенности памяти
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Индивидуальность и возраст
Кон И.С. - Психология ранней юности
Способности, задатки и индивидуальные различия людей
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Индивидуальные особенности восприятия
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности
Оставить комментарий