Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого "нового взгляда" на восприятие. Первоначально с помощью понятия социальной перцепции описывали социальную обусловленность процесса перцепции. В дальнейшем понятие социальной перцепции стали относить к процессам восприятия и понимания социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, группы, большие социальные общности.

Выделяют пять основных источников восприятия себя и другого человека:

  • восприятие через соотнесение своей личности с другими;
  • восприятие через предположение как меня воспринимают другие люди;
  • восприятие через соотнесение результатов деятельности;
  • восприятие на основе наблюдения собственных состояний;
  • непосредственное восприятие внешнего облика.

Таким образом, процесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

  1. понимания себя;
  2. понимания другого; 
  3. понимания другим.

Механизмы общения являются одновременно и механизмами процесса взаимопонимания. Основой и необходимой предпосылкой взаимного понимания людьми во всех случаях оказывается возможность их идентификации, их взаимного уподобления друг другу. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Если идентификация — это рациональное постижение партнера, то эмпатия представляет собой стремление эмоционально откликнуться на проблемы человека. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация партнера не столько "продумывается", сколько «прочувствуется». Т.П.Гаврилова, анализируя существующие определения эмпатии, выделяет четыре наиболее часто встречающиеся:

  1. понимание чувств, потребностей другого;
  2. вчувствование в событие, объект искусства, природу;
  3. аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы;
  4. свойство психотерапевта.

Принято делить эмпатию на сочувствие и сопереживание. Различия между ними заключаются в степени рефлексии над проявляемым эмоциональным состоянием и степенью идентификации с объектом эмпатии. Сопереживание включает в себя большую идентификацию субъекта с объектом эмпатии, оно менее подвержено рефлексии по сравнению с сочувствием. Эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников общения.

Процесс понимания характеризуется также явлением рефлексии. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается партнером по общению. Это уже не просто знание себя или понимание другого, а знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга. Успех в общении будет максимальным, если имеются совпадения в отражении партнерами друг друга, и, наоборот, в случае неверных представлений может возникнуть непонимание. Так, при общении оратора с аудиторией, если оратор имеет искаженное представление о слушателях и о том, как его воспринимают, вряд ли можно надеяться на успех публичного выступления.

В процесс понимания других людей и целых групп происходит приписывание им каких-то качеств, особенностей, оценка поведения. Этот процесс получил название «атрибуция». Если речь идет о видении (приписывании) причин этих качеств и этого поведения, то психологи пользуются понятием «каузальная атрибуция».

Теория каузальной атрибуции — это теория о том, как люди объясняют поведение других, приписывают ли они причину действий внутренним чертам человека или внешним ситуациям.

Для обозначения способности понимать других людей используется термин сензитивность. Г. Смит выделил следующие четыре вида сензитивности:

  • наблюдательная сензитивность. Это способность наблюдать, видеть и слышать, одновременно запоминать как выглядел и что говорил человек (а именно: речевые особенности, привычные перемещения и позы, жесты и т.п.);
  • теоретическая сензитивность. Это способность выбирать и применять теории для более точного предсказания чувств, мыслей и действий других людей;
  • номотетическая сензитивность. Это способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать эту информацию для предсказания поведения других лиц, принадлежащих этой группе. В данном случае включается такой механизм взаимопонимания как стереотипизация;
  • идеографическая сензитивность. Это способность понимать своеобразие человека, его индивидуальность и личные проявления.

Искажения при восприятии и понимании людьми друг друга

Суждения о другом человеке могут быть ошибочны. Причин тому множество. Л. А. Петровская перечисляет следующие социально-перцептивные искажения.

  1. Суждение о другом человеке делаются по аналогии с собой (перенос на других собственных свойств и переживаний).
  2. «Эффект ореола» – влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств.
  3. Влияние «имплицитной теории личности» – рассмотрение конкретного человека сквозь призму имплицитных (собственных) представлений о том, какова должна быт личность, в основных ее проявлениях, по мнению воспринимающего.
  4. Стремление к непротиворечивости — склонность восприятия «вытеснять все аспекты образа воспринимаемого человека, противоречащие сложившейся о нем концепции».
  5. «Эффект инерционности» – тенденция к сохранению созданного представления о человеке.

Для развития способности понимания других людей, чувствительности к проявлениям другого человека психологи используют специальные программы: социально-перцептивный тренинг, тренинг сензитивности.

Ключевые слова: Перцепция, Взаимопонимание
Источник: Марковская И.М., Основы социально-психологических знаний
Материалы по теме
Динамика межличностной перцепции
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Руденский Е.В., Социальная психология
Что такое взаимопонимание?
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Характеристики общения определяемые особенностями взаимопонимания
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Перцептивная функция общения
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Перцептивная сторона общения
Андреева И.В., Социальная психология
Понятие о социальной перцепции
Немов Р.С, Социальная психология
Точность межличностной перцепции
Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка
Оставить комментарий