Самосознание — выделение человеком себя из объективного мира, это — личное тождество, идентичность, постоянство своего “Я”.
Самосознание (частная сторона сознания) — это не только осознание своей личности, но и своего тела, и своих психических функций во всем их разнообразии (мысли, чувства, желания, интересы и т. д.). Оно включает в себя также осознание своего отношения к миру, своей деятельности в нем. Создавая в процессе своего труда какие-то ценности, человек отличает себя от предметов этой деятельности.
Самосознание, характеризуясь чувством единства собственно “Я”, постоянством его, тем не менее сопровождается стремлением к анализу собственных мыслей, поступков, переживаний, способностью оценивать себя, смотреть на себя как бы со стороны. Аналитическое размышление по поводу собственных мыслей, переживаний, поступков, обычно полное сомнений и колебаний, называется рефлексией.
Самосознание в процессе онтогенеза формируется постепенно.
И. М. Сеченов в “Рефлексах головного мозга” так охарактеризовал формирование самосознания:
“...из детского самочувствия родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, — словом, изучать акт собственного сознания”.
Этап формирования аллопсихического самосознания (способность ребенка выделять себя из окружающей среды) условно начинается с появления в речи местоимения “Я”. Это происходит в возрасте 3 лет.
Этап формирования соматопсихического самосознания (способность оценивать свое физическое “Я”) условно начинается с умения ребенка правильно идентифицировать правую и левую стороны применительно к себе и окружающим. Это обычно появляется в 6—7-летнем возрасте.
Полная идентичность, постоянство своего “Я” (самосознание) формируется к подростковому периоду.
К 12—14 годам у подростка появляется способность оценивать свое психическое “Я” — начинает формироваться аутопсихическое самосознание. Знание этапов формирования самосознания необходимо для правильной оценки деперсонализации.