Метод Аристотеля

Риторика Квинтилиана, как пишет он сам, зависит от риторики Аристотеля. Для изучения монолога идеи, точнее, идейная направленность Аристотеля интересны потому, что категории риторики Аристотеля построены исходя из позиции слушающего (читателя).

Вот эти категории: образ оратора, вид речи, образ конкретной речи, возбуждение эмоций, аргументация, композиция, стиль. Эти категории - основа современной стилистики. Но они относятся к уже готовому тексту, который анализируется слушающим.

Анализ текста по этим категориям показал, что каждая такая категория создается намеренно.

В наше время, время письменно и машинно создаваемой речи, есть возможность проследить становление речи на разделении труда при создании речи. Б.В. Томашевский в работе "Писатель и книга. Очерк текстологий" был первым, кто рассмотрел механизм разделения труда при создании литературного произведения. Б.В. Томашевский различает следующих речедеятелей, участвующих в создании текста художественного произведения и вносящих свой труд в создание его окончательного смысла и формы: автор - издатель - редактор и цензор - корректор - типографский работник.

Автор и издатель находят друг друга по симпатии к общему представлению о задачах данного произведения по критериям его общего содержания и соответствия стилевым течениям. Редактор и цензор изменяют содержание авторского текста исходя из требования общества к идейно стилевому содержанию произведения; корректор обычно вступает в конфликт с авторской орфографией и пунктуацией. В итоге этого конфликта возникает компромисс, когда в наборном экземпляре появились изменения авторской рукописи, идущие от редактора и корректора. После этого следуют набор и корректура, когда в текст вносятся новые изменения.

Эти изменения существенно влияют на стиль и смысл печатного текста. К этому процессу, объективируемому изменениями и правками, можно было бы добавить и те дополнительные смыслы, которые вносит художественное оформление текста, шрифты и переплет. Изменения, вносимые в текст типографским процессом, Томашевский не исследовал, но они могут быть прослежены, пользуясь его методикой.

Выработка текста массовой информации, рекламы и информатики сохраняет принципы разделения труда и вносит в него новые осложнения. Однако эти процессы, важные для раскрытия смысла текста, также могут быть учтены.

Особым вопросом является психология порождения письменной речи, которая требует от человека связи глаза и руки и развивает осязательно моторные свойства личности, меняя тем самым структуру восприятия и выражения. Для психологии письменной речи это составляет особую проблему.

Знания механизма порождения речи письменной и устной несомненно вооружают получателя речи, ибо главной проблемой сегодня остается защита человека от разного рода речевых воздействий. Поскольку в любом виде словесности воспринимает речь отдельный человек - получатель и целью создателя речи является склонить получателя к своим предложениям, риторика восприятия речи важнее риторики создания речи. Риторика восприятия речи управляет риторикой создания речи, так как получатель речи задает создателю речи этические и смысловые границы для изобретения.

Современные практические работы по речевым коммуникациям прежде всего преследуют цель облегчения восприятия основного нового смысла высказываний. Так создаются письмовники, открытки и письма со стандартны ми текстами, документные формы, позволяющие быстро считывать главную, новую информацию. Письменные тексты озаглавливаются и разделяются на абзацы, в письменных газетных текстах формируются рубрики и дополнительно к заголовкам создаются надзаголовки и подзаголовки и сам формуляр информационных текстов подчеркивает разделение факта и комментария.

В рекламном тексте все подчиняется быстроте восприятия содержания, а в компьютерном информационном поиске все делается для удобства поиска и компрессии информации, чему служит также наглядная графика.

Это значит, что практика усовершенствования речевой коммуникации ставит на первое место воспринимаемость и понимаемость текстов. Идеи и структура риторики получателя текста дана в исходном виде риторики Аристотеля, состоящей из трех глав, а в каждой главе рассматривается по два основных понятия, которые относятся к восприятию и пониманию текста.

Ключевые слова: Риторика, Аристотель
Источник: Рождественский Ю.В., Теория риторики
Материалы по теме
Риторическая фигура речи
Волков А. А. - Курс русской риторики - 2001
Обучение риторике в античности
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Общие понятия о стиле речи в риторике
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Риторика и этика
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Правила произнесения ораторской речи
Волков А. А. - Курс русской риторики - 2001
Обучение риторике в Древней Руси
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Качества стиля (слога) как требования к речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Цицерон о риторическом знании
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Оставить комментарий