Стратегическое планирование на предприятии

Стратегическое планирование на предприятии – это основа стратегического управления, установление направлений деятельности организации на определенные отрезки времени (чаще всего от года до 10 лет).

В 70-90-х гг. ХХ в. многие организации выбрали путь децентрализации управления и внутрихозяйственного планирования. В ведении руководства компаний осталось планирование научно-технической (исследования, разработка новых поколений техники и базовых технологий) и финансовой политики (инвестиции, кредиты, выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в значительных размерах).

Стратегическое планирование на макроуровне занимается прогнозированием структурных сдвигов и основных пропорций в экономике страны в целом или крупного ее региона.

Стратегическое планирование на микроуровне – разработка научно-технического уровня производства и конкурентоспособности фирмы в целом, оценка инвестиций, их окупаемости, прибыли и ее распределения, а также оценка процесса производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых продуктов и услуг.

Основная цель стратегического планирования на предприятии – согласование различных направлений развития фирмы в заранее установленные отрезки времени.

Выполнение плана – средство эффективной организации работы организации. План должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Эффективность работы подразделений оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100 изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и прибыли (по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги и т. д.).

Состав стратегического плана:

  1. долгосрочный прогноз на 6-15 лет(обоснованное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии, производстве и их социально-экономических последствиях);
  2. план развития на 3–5 лет с разбивкой по годам;
  3. целевые программы решения важнейших проблем.

Структура стратегического 5-летнего плана.
1. Цели развития организации.
2. Инвестиции и обновление производства.
3. Направления улучшения использования ресурсов.
4. Совершенствование управления.
5. Проблемы повышения конкурентоспособности организации и пути их решения.
6. Распределение ресурсов между структурными единицами фирмы и стратегическими проектами организации.
7. Перспективные ориентиры фирмы и задания ее структурным единицам по эффективности производства.

Этапы стратегического планирования на предприятии.

  1. Прогноз развития организации на основе маркетинговых исследований и оценки ее конкурентоспособности.
  2. Раскрытие основных проблем, удерживающих улучшение рыночных позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка вероятных последствий того или иного выбора.
  3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и соответствующие нормативные показатели.
  4. Целевые программы по стратегическим областям хозяйствования.
Ключевые слова: Планирование, Предприятие
Источник: Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Материалы по теме
Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования на предприятии
под ред. Шохина Е.И. Финансовый менеджмент 2002
Роль текущего планирования на предприятии
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Годовой план предприятия
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Основы финансового планирования на предприятии (фирме)
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е -...
Формирование системы планирования финансовых ресурсов предприятия
Управление финансовыми ресурсами / И. Л. Бланк. М.: Издательство «Омега-JI» : ООО «Ольга»,...
Сущность планирования
КАБАЧЕНКО Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России...
Структура производственного предприятия
Экономика предприятия: учебник / В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008
Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе
Ю.И. Ребрин Управление качеством
Оставить комментарий