Системы психических свойств

Б.Ф. Ломов предложил классифицировать психические функции как регулятивные, когнитивные (познавательные) и коммуникативные. Основная система психических свойств, осущестиляющих функцию регуляции, - система мотивации; функцию познания — интеллект; функцию общения — темперамент и характер.

Система мотивации

Мотивация — это управляющая и смыслообразующая функция психики, побуждающая к определенному поведению, к конкретной деятельности, позволяющая человеку бессознательно определять или осознанно обосновывать свой выбор, планировать будущее. В конечном счете, мотивация причинно детерминирует жизненный путь.

Мотивационная сфера человека подвержена противоречиям (между осознанным и бессознательным; между равными по силе потребностями) и конфликтам, т.к. мотивацию (хочу) ограничивают возможности и запреты ее удовлетворения (не могу, нельзя). Процессы мотивации, порождающие причины предпочтений, Обусловлены как бессознательными механизмами врожденных установок, подражанием, внушением, так и продуманными соображениями целесообразности, выгоды, совести. По мере роста самосознания мотивационная сфера становится все более управляемой со стороны целевой воли человека.

Адаптационно-психические свойства человека организуются в направлении возможности удовлетворения в социуме его потребностей. Набор основных потребностей человека, динамика Их иерархии от биологических к социальным, от потребностей Материальных к духовным потребностям познания, саморазвития, альтруизма достаточно полно описаны в работах А. Маслоу.

Базовый словарь мотивационной сферы: идеалы, мировоззрение, мотивы, направленность, отношения, потребности, смыслы, убеждения, установки, цели, ценности, ценностные ориентации.

Мировоззрение представляет собой наиболее общую систему Понятий о мире и отношений к нему, продуманных, рационально обоснованных или внушенных и эмоционально обусловленных чувствами симпатии—антипатии. Устойчивое мировоззрение Основывается на знаниях, проверенных в собственном опыте, добытых логикой, или на глубокой вере в воображаемые образцы Совершенного устройства мира, а также вере, полагающейся на предположения и опыт наиболее авторитетных для человека людей. Установки — бессознательные выборы, в том числе способов поведения и деятельности, бессознательная готовность действовать определенным образом. Убеждения — осознанные, подтвержденные индивидуальной практикой отношения, правоту которых человек отстаивает.

Смыслы жизни формируются в результате обоснованного выбора ценностей среди предметов и явлений социализированной жизни, индивидуальной значимости потерь и приобретений, целей и ведущей деятельности (направленность интересов, склонностей и способностей), идеалов совершенствования общества и себя — их связи в единую систему детерминации судьбы, активной или пассивной позиции в возможности управлять ею.

Ценностные ориентации — выборы между противоположно направленными потребностями, ценностями. Психологическая структура ценностных ориентаций дихотомична (например, ценности материальные или духовные, процессуальные или результативные, работы или отдыха). Психофизиологическая организация человека и обстоятельства жизни смещают потребности то в одну, то в другую сторону их противоположных направленностей. Вместе с тем каждый человек в том или ином периоде своего развития преимущественно ориентирован своими потребностями в одну из дихотомических сторон.

Организация психических процессов в психические состояния, свойства, системы и типы свойств определяется детерминантами (побудителями и ориентирами) психической активности: потребностями, мотивами, целями.

Потребность — психофизиологическое состояние Необходимости организма (биологические потребности) и личности (социальные потребности) в обмене веществ и информации с природной и социальной внешней средой. Выбор предмета удовлетворения потребности максимально широк.

Мотив, по определению А.Н. Леонтьева, — «опредмеченная потребность». В мотиве потребность фиксируется на конкретном предпочтении. Предмет предпочтения тем самым обретает статус временной или постоянной ценности. Чем более высока индивидуальная ценность предмета потребности, тем более мотив становится смыслосодержащим, а не только ситуативно- побудительным. В этой связи смыслом жизни наполняются мотивы, постоянно сопровождающие жизненный путь человека, побуждающие к развитию и саморазвитию, преследующие перспективу достижения целей всей его жизни. Иногда выбор предмета потребности суживается до минимального, единственного, обусловливая фанатическую целеустремленность и преданность.

Цель ожидаемый результат деятельности, который основан на плане и программе действий. Потребностные и мотивационные психические процессы могут протекать бессознательно, слабо осознанно, а целевая психическая активность - всегда деятельность сознания.

Интеллект

Биологическое созревание мозга и развитие его высших психических функций происходят главным образом за счет разрастания ассоциативных зон лобной, теменной, височной коры, ветвления нервных отростков, соединения нейронов, отражающих процесс наработки функциональных систем деятельности человека. При обучении, выработке новых видов поведения в нейронах увеличивается синтез РНК и строительного материала — белков. Наивысшей способностью реагировать таким образом на информационное воздействие обладают гранулярные малодиф-ференцированные клетки резерва мозга, которыми особенно богаты лобные доли, и клетки глии — основные поставщики РНК для напряженно работающих нейронов при умственной нагрузке. Н.П. Бехтерева назвала системы, обеспечивающие обучение человека, развитие его интеллекта, «гибкими звеньями» структур мозга.

Впервые динамику умственной деятельности от момента рождения проследил Ж.Пиаже. Он обнаружил постепенность, стадийность развития интеллекта по мере созревания мозга. До двух лет идет интеграция и координирование простейших сенсомотор-ных актов, пока они не станут автоматически воспроизводиться как навыки. Постепенно развивается способность к мысленным репрезентациям действий в образном мышлении и приобретении навыков речи. Мысли возникают, но они отделены друг от друга, связываются случайно, не управляются системно, их отличительная черта — эгоцентризм, т.е. привязанность к потребностям и невозможность взглянуть на порядок вещей с не своей точки зрения. Семантические процессы вербальной деятельности начинают доминировать над эмоциональными, как правило, после 6 лет. До 11 лет - период конкретных операций: ребенок совершает действия не только в реальном поведении, но и идеомоторно; он теперь может отличить видимость от действительного положения вещей; появляется аналитическая способность к классификации, нахождению существенных связей предметов. В дальнейшем интеллект человека только совершенствуется и прирастает за счет координации и интеграции ранее изолированных операциональных систем, что проявляется в развитии системного мышления, в абстрагировании от конкретно-чувственного восприятия мира, в оперировании понятиями с помощью знаковых систем.

Основная критика взглядов Пиаже сводилась к тому, что не столько отсутствие в том или ином возрасте тех или иных интеллектуальных схем, логических возможностей, сколько недоразвитие внимания и памяти лишает ребенка возможности решать определенные умственные задачи. Л.С. Выготский формулирует тезис: развитие интеллекта идет не только от индивида к социуму, но и от социума к индивиду (так называемая «ближайшая зона развития» с помощью педагога). Мышление и речь имеют разные корни и развиваются нередко в различном темпе, поскольку источник мысли заключен в биологическом развитии ребенка, а источник языка - в его социальном окружении.

Развитие интеллекта - не только индивидно-возрастной, онтогенетический, но и социально-исторический процесс. По мере научно-технического прогресса, роста объема информации ускоряется, расширяется, углубляется интеллект человека. Например, результаты тестирования умственных способностей школьников на протяжении десятилетий со всей очевидностью показывают все возрастающие возможности новых поколений. Особенно ускорили этот процесс внедрение в деятельность человека компьютера, широкая масштабная компьютеризация общества. В связи с поиском оптимальной совместимости, оптимального диалога «человек — компьютер» все более актуальным становится информационный подход к исследованиям природы интеллекта, предложенный школой когнитивной психологии.

В рамках информационного подхода мозг человека рассматривается с точки зрения как общебиологических (антропоморфных), так и индивидуально слабых и сильных позиций структурно-функциональной организации психических процессов приема (восприятие), обработки (мышление), хранения (память) и выдачи информации (действия, эмоции, речь).

По Б.Г. Ананьеву, основные факторы умственного развития - образный, вербально-логический, аттенционный (внимание и произвольная регуляция интеллектуальных функций), соответствующие, в порядке перечисления, функциям правого и левого полушарий мозга, а также активирующей системы мозга под управлением лобных долей.

Р. Кэттел ввел понятия «свободного» (задатки) и «связанного» (знания, навыки) интеллекта. Другими словами, речь идет о биологическом (врожденном) и социальном (приобретенном в онтогенезе) интеллекте.

Учет биологических особенностей интеллекта, являющихся генетической, нейрофизиологической, биохимической основой познавательной деятельности, особенно подчеркивает Г.Айзенк. Он приводит обзор данных, указывающих на выраженную связь параметров ЭЭГ, характеристик вызванных потенциалов головного мозга, ряда биохимических показателей с коэффициентом интеллекта (IQ).

На основании компьютерной метафоры (С. В. Алешин) в интеллекте, как в информационной системе, можно различать аппаратную часть (биологический интеллект) и программное обеспечение (социальный интеллект). Главной характеристикой аппаратной части компьютера (и биологического интеллекта) являются ее быстродействие и возможности памяти. Чем выше быстродействие и память процессора, тем больше его возможность по моделированию процессов физического мира. В этой связи показатели эффективного быстродействия в психологических тестах могут служить надежным и доступным критерием уровня развития биологического интеллекта. Основу программного обеспечения (операционную систему) интеллекта составляет система по формированию и оперированию понятиями, в которой используется межъязыковой перевод с последовательного (сукцессивного) языка знаков на язык симультанных структур (образов) — и наоборот.

Развитие интеллекта в отечественной психологии исследовалось преимущественно как развитие познавательных способностей.

Б.М. Теплов и его ученики рассматривали способности с позиций индивидуально-психологических различий между людьми, которые имеют отношение к быстроте и легкости обучаемости, успешности (качеству и количеству) выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Не являясь врожденными, способности опираются на свои природные предпосылки — задатки. Развитие задатков в способности возможно только в деятельности. По Б.Г. Ананьеву, в процессе выполнения конкретной деятельности «функциональные» механизмы психических функций, основанные на генетических задатках, трансформируются в обогащенные опытом «операциональные» механизмы способностей.

Принято выделять общие и специальные познавательные способности, репродуктивные (воспроизводящие чужой опыт) и творческие. Общие (умственные) способности проявляются в художественном (первая сигнальная система, правое полушарие головног.о мозга) и мыслительном (вторая сигнальная система, левое полушарие) типах личности как невербальный и вербальный интеллект. Специальные способности соотносятся с конкретным видом деятельности.

Интеллект - интегральное проявление способностей и приобретенных с их помощью знаний, умений, навыков (В,Д. Шадриков). Познавательная способность, по В.Д. Шадрикову, суть единица интеллекта, свойство функциональной системы мозга (в понимании П.К. Анохина), реализующее определенную психическую функцию в индивидуально качественном своеобразии выполнения деятельности. В.Д. Шадриков особо выделяет, наряду с познавательными, духовные способности, также опирающиеся на природную индивидуальность человека, определяющие высшую стадию развития структуры общих способностей, их нравственную направленность. Вместе с тем, поскольку процесс познания — не только умственный, но и чувственный, духовные способности суть разновидность познавательных способностей. Благодаря духовным способностям, расширяющим сознание, подключающим к нему бессознательные творческие процессы, человек переживает духовные состояния позитивного взгляда на жизнь, гармонии с миром, обогащает поведение и деятельность новым содержанием.

В.Д. Шадриков талант понимает как интегральное проявление интеллекта в конкретной деятельности, а одаренность, на основе которой развивается талант, как интегральное проявление задатков и способностей в конкретной деятельности. Позиция автора некоторым образом отличается от приведенной выше. Л именно: одаренность — интегральное проявление задатков, а тамант — интегральное проявление способностей (всех, а не только интеллектуальных) в конкретной деятельности. Талант имеет непременное отношение к творческим способностями, преобладающим над репродуктивными.

Современные представления о творчестве связаны с понятием «креативность» — способностью производить оригинальный продукт, адекватный поставленной задаче и объективным нуждам общества. Другими словами, креативность - узко субъективное, индивидуальное (оригинальное, единичное) восприятие каких-то сторон реальности с широким диапазоном профессиональных возможностей (мастерства) преобразовать это восприятие в общественно ценный продукт деятельности. В понятие «креативность» заложен, во-первых, смысл индивидуальности творчества, во-вторых, прагматически-оценочный подход к результату профессиональной деятельности, ее наивысший балл. Однако понятие и природа творчества не сводимы к понятию креативности.

С методологической точки зрения следует различать профессиональный уровень творчества (креативный) и начальный — учебно-любительский. На учебно-любительском уровне творчество — это способность человека без предварительного обучения, инструкции впервые делать что-то для себя новое, независимо от качества продукта и его общественной значимости. И такого рода способность присуща уже не редким одиночкам, а всем, каждому человеку — даже умственно отсталому.

Именно такую творческую способность следует развивать в педагогическом процессе как «умения», т.е. способность применять полученные знания в новых условиях деятельности, в инициировании новых для человека задач.

Механизм подсознательных творческих процессов представлен моделью Гельмгольца, Пуанкаре, Адамара, включающей последовательность процессов и состояний восприятия (глубокого впечатления, оригинального взгляда), накопления информации (систематизации материала); анализа информации (непрерывного навязчивого обдумывания проблемы); озарения (осознания ключевого или недостающего звена решения задачи); вдохновения, способностей, мастерства в оформлении продукта творчества.

Творческий процесс инициируется сверхсильным интересом к проблеме, гностическими, эстетическими или нравственными идеалами, стремлением к совершенству, сопереживанием продуктам чужого творчества. С переживания событий в чувствах справедливости, красоты или любознательности начинается любой творческий процесс. Любая творческая идея порождается идеалом, т.е. представлением о более совершенном устройстве мира, желанием получить более совершенное знание о нем.

Творческий порыв, вдохновение, интуитивное зарождение новой идеи, т.е. способность к творческому переживанию, не всегда приводит к созиданию творческого продукта, когда нет развитых способностей, трудолюбия, желания довести начатое до конечного результата. Во всех перечисленных случаях творческая индивидуальность не может состояться как творческая личность. Таким образом, творческая личность интегрирует в себе переживание высших духовных чувств, способности их выразить, трудолюбие и мотивацию самовыражения, совершенствования мастерства, которая в иерархии мотивов личности занимает ведущее место.

Темперамент

Темперамент (от лат. temperamentum — «соразмерность, должная мера» пропорция смешанных частей): характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психических процессов и состояний (скорость, ритм, интенсивность, направленность и др.) — устойчивое сочетание психодинамических свойств индивида, проявляющихся в его поведении и деятельности. Темперамент — биопсихологическая категория. Это значит, что все феномены поведения и деятельности, связанные с психологическими свойствами темперамента, обусловлены биологической природой, в конечном счете, энергетическими особенностями организма.

Структуру его свойств составляют: активность, эмоциональность (знак, сила, подвижность, модальность эмоций, настроения), экстраверсия—интроверсия (направленность активности вовне или на себя), тревожность и агрессивность, фрустрирован-ность (эмоциональные состояния блокированных потребностей) и стресстолерантность, ригидность и пластичность, работоспособность.

Активность как свойство темперамента отражает природную предрасположенность индивида к повышенной и разнообразной нагрузке функциональных систем деятельности. Выделяют три независимых фактора активности: скоростной (скорость протекания действий), эргический (мера потребности в деятельности), вариационный (потребность в новизне, разнообразии). По О.П. Елисееву, следует говорить о реактивности темперамента (в отличие от обеспечения темпераментом надситуативной активности сознания и самосознания), когда он определяет ситуативное поведение человека в раннем онтогенезе, стрессогенных условиях и ситуациях новизны.

Ригидность (персеверация, вязкость, застойность психического процесса) обозначает, в отличие от пластичности (гибкости, флексибельности), неспособность быстрого приспособления к меняющейся ситуации, сохранение индивидом в измененных условиях ранее выработанных, уже неадаптивных, стереотипов психических реакций. В основе ригидности лежит, как правило, инертность нервной системы, что выражается в консервативности психических установок, плохой переключаемости психических процессов с одного вида деятельности на другой. Различают ригидность сенсорную (пролонгирование ощущений после прекращения стимуляции), моторную (трудность перестройки двигательных навыков), эмоциональную (длительность переживаний), мнестическую и интеллектуальную (инерция прошлого опыта, суждений и установок). Как свойства активности, так и свойства ригидности не определяются единым механизмом, а зависят от специфики этиологии и генеза психических и психомоторных явлений.

Органическая биологическая «почва» темперамента (по выражению Б.М. Теплова) создает на основе устойчивых особенностей протекания физиологических и биохимических процессов психологические предпосылки формирования тех или иных психических свойств и форм поведения. В этой связи надо подразделять, не смешивая, свойства нервной системы (и другие свойства организма), свойства темперамента, свойства характера (уже как психосоциальную, а не биопсихологическую категорию). Вместе с тем каждое из предыдущих указанных свойств может стать предпосылкой развития последующих в онтогенезе. Например, подвижность нервной системы является основой развития экстраверсии как свойства темперамента, а экстраверсия, в свою очередь, - основой общительности как черты характера.

Свойства темперамента устойчивы вследствие генетической данности, и вместе с тем они могут изменяться. Поскольку темперамент зависит от биологических особенностей организма, то всякое существенное их изменение в онтогенезе (тяжелые хронические болезни, травмы головного мозга, возрастные перестройки) оказывает воздействие на темперамент.

Характер

Характер (от греч. charakter — «печать, клеймо») — психологическая структура относительно устойчивых свойств человека, связанных с его отношениями к себе и окружающим людям, которые формируются в онтогенезе и проявляются в стереотипах поведения. Характер, представляя психосоциальную категорию, в отличие от биопеихологической природы темперамента, связан напрямую не с особенностями организма индивида, а с особенностями личности и индивидуальности.

Особенность поведения, обусловленного характером, состоит в том, что оно ограничено набором стереотипов действий, т.е. автоматически воспроизводимых реакций. Однако поведение человека разнообразнее, чем то, которое обусловлено его характером. Например, в зависимости от поставленной цели оно может быть связано со способностью, в обход стереотипов характера, притворяться, сдерживаться. Выражение «попридержи свой характер» означает возможность вносить в поведение любые приспособительно необходимые действия. Человек способен обогащаться новыми способами поведения, а благодаря изменению или формированию другого отношения вносить дополнительные черты в характер (или избавляться от прежних черт). Человек (в сознании своей личности, в самосознании своей индивидуальности) — активен, надситуативен; характер человека — ситуативен, реактивен.

Различают (Н.А. Государев) первичные генетические (обусловленные биологическими свойствами, темпераментом) и онтогенетические механизмы образования черт характера. Среди онтогенетических черт: вторичные (бессознательные), связанные с внушением, подражанием, психологической защитой; третичные (осознанные), привитые образом жизни или самовоспитанием, связанные с профессиональной деятельностью, исполнением новых социальных ролей или с волевым преобразованием характера.

Черты характера имеют двухполюсную структуру (добрый — злой, общительный — необщительный и т.д.). Тот или ицой набор, та или иная выраженность отдельных черт составляют своеобразный индивидуальный портрет человека., Психологи подсчитали, что описать оттенки характера можно (это зависит от богатства того или иного национального языка) с помощью около двух тысяч слов, отражающих разнообразие его черт. Математический анализ позволил выделить 16 первичных факторов, связующих отдельные черты в симптомокомплексы поведения.

Ключевые слова: Психика
Источник: Государев Н.А., Специальная психология
Материалы по теме
Общее понятие о психике
Теплов Б.М., Психология
Структура психики по Фрейду
Мельник С.Н., Психология личности
Классификация психопатологических синдромов и состояний
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Как воспитателю изучать психические особенности ребенка
Урунтаева Г.А., Детская психология
Виды классификаций психических расстройств
Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :...
Эпидемиология психических расстройств
Коркина М.В. - Психиатрия
Военно-врачебная экспертиза при психических расстройствах
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
А. Н. Леонтьев - К теории развития психики ребенка
Дубровина И. В., Возрастная и педагогическая психология
Оставить комментарий