Миссия и философия компании

Первый основополагающий шаг стратегического корпоративного управления — формирование миссии компании. Миссия представляет собой совокупность основных целей и предпринимательских намерений компании. Миссия детализирует статус компании и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

Миссия помогает определить, чем в действительности занимается компания, каковы ее сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. При этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, так как миссия бизнеса чаще всего определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом. Следовательно, определение миссии тесно связано с маркетингом и предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма может принести потребителям, достигая при этом большего успеха на рынке?»

Формирование миссии включает:

  • выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается компания;
  • определение принципов работы компании под давлением внешней среды;
  • определение культуры компании.

В формализованном виде миссия предприятия представляет собой документ, в котором содержатся следующие сведения:

  • название предприятия, описание разработок, производственных товаров и предоставляемых услуг;
  • характеристики производственной и сбытовой системы;
  • концепция качества;
  • концепция ценообразования;
  • торговая марка,
  • образ предприятия;

У сбытовые органы, области сбыта, цели сбыта, целевые группы потребителей.

Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отражать следующие аспекты:

  1. круг удовлетворяемых потребностей;
  2. характеристику продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ;
  3. перспективы роста бизнеса.

Примеры. Обзоры показывают, что 60—75% североамериканских компаний имеют четко сформулированную миссию. Руководители многих новых российских компаний также определяют миссию своего бизнеса. Приведем примеры формулировок миссии фирмы. Компания Matsucita так формулирует свою миссию: «Matsucita желает способствовать улучшению качества жизни, снабжая мир дешевыми, как вода, электроприборами». В данной формулировке нашли отражение все три вышеназванных аспекта.

Миссия фирмы Xerox прекрасно демонстрирует перспективы роста бизнеса: «От копировальной техники к офису будущего».

Другие примеры миссий:

  • «Два века традиций — гарантия качества» (Фольгопрокатный завод, г. Санкт-Петербург).
  • «Мы работаем на рынке весоизмерительного оборудования» («Тенро», г. Кемерово).
  • «На шаг впереди спроса» (Камышинский ХБК, Волгоградская область). «Мы не просто продаем технику. Наша главная задача — предложить решение проблем для вашего бизнеса» («Лайке», г. Новосибирск).

Следующий шаг — разработка философии компании, под которой следует понимать кредо существования, верховные принципы деятельности. Философия включает описание высших ориентиров поведения, принятых организацией, условий движения к ним, существующих объективных ограничений. В ней излагается представление о смысле предпринимательской деятельности организации, принципы отношения менеджеров к работникам, готовность нести за них ответственность, отношение к окружающей среде, в том числе к партнерам по рынку, обществу, экологическим мероприятиям, социально-техническим переменам (инновациям), к предпринимательскому риску (готовность или неготовность) и т.п. Философия компании представляет собой развернутую формулировку миссии, причем если миссия ориентируется на потребителей, то философия компании акцентирует внимание на принципах деятельности, которые позволят реализовать эту миссию.

Философия компании формируется под воздействием факторов субъективного и объективного характера (личностные качества предпринимателя, ценностные установки, характер производства и т.п.). На основе миссии и философии вырабатывается предпринимательская политика компании, которая должна строиться на принципах сбалансированного поведения компании в отношении субъектов окружающей среды: клиентов, поставщиков, кредиторов, государства и общества.

Формулировка философии и предпринимательской политики дает возможность представить стратегический облик компании, под которым понимают совокупность основных целей и руководящих установок организации, его реальные контуры, описание предпринимательских задач.

Ключевые слова: Организация, Фирма
Источник: Корпоративный менеджмент
Материалы по теме
Ситуационный подход к организации
Корпоративный менеджмент
Этика деятельности организации
Деловая этика, профессиональная культура и этикет [Электронный ресурс] : учебник / Ю.М....
Лидерство в современной организации
Занковский А.Н., Психология лидерства
Прекращение деятельности кредитной организации
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Холдинги: понятие, цели, структура и виды
Веснин В.Р., Корпоративное управление
Причины производственных конфликтов
Шейнов В.П., Управление конфликтами
Внутренняя среда организации
Волкова. Управленческий учет
Структура системы управления финансами фирмы
Финансовый Менеджмент Теория и Практика - Владимир Ковалев
Оставить комментарий