Классический менеджмент

Классический менеджмент зародился в XIX — начале XX столетия вместе с формированием фабричных производственных систем, когда перед руководством компаний возникли новые проблемы: оснащение заводов оборудованием, организация управленческих структур, обучение работников, составление графиков сложных технологических процессов, рост недовольства среди рабочих, забастовки. Менеджеры индустриально развитых стран искали и находили решения в рамках так называемого классического направления менеджмента, что означало рациональный подход к исследованиям процессов управления, когда организации рассматриваются как эффективно функционирующие механизмы. В классическом направлении менеджмента принято выделять три схожих области: научный менеджмент, а также концепции бюрократических организаций и так называемых административных подходов.

Основные школы классического менеджмента.

Научный менеджмент. Использование данного подхода предполагало разработку стандартных процедур для каждого вида деятельности, предварительный отбор работников, обладающих соответству ющими способностями, обучение наиболее эффективным методам труда, обеспечение процесса выполнения рабочих заданий и устранение возможных препятствий, а также обеспечение материального сти мулирования. Практическое применение принципов научного менедж мента позволило добиться повышения производительности труда, но недостаточное внимание к возрастающим потребностям сотрудников и социальному контексту труда привело к усилению конфликта между менеджерами и рабочими. Распространение научного менеджмента приводило к более интенсивной эксплуатации наемных работников, что отнюдь не способствовало гармонии и сотрудничеству, к которым стремились Ф. Тейлор и его последователи.

Концепция бюрократических организаций. Разработана Максом Вебером (1864 — 1920) и предполагает анализ организации как единого целого. М. Вебер отстаивал мнение о том, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе и определил эту организационную форму как бюрократию.

Концепция бюрократической организации представляет собой одну из областей классического менеджмента, в которой основное внимание уделяется рациональному, безличному управлению посредством четкого определения должностных обязанностей и ответственности работников, ведения формальной отчетности, разделения собственности и управления. Основные характеристики бюрократической организации, по М. Веберу, перечислены ниже.

• Разделение труда осуществляется в соответствии с четкими определениями полномочий и ответственности работников, которые рассматриваются как официально узаконенные обязанности.
• Должности организуются в иерархическую структуру в соответствии с формальными полномочиями, при этом каждая должность находится в подчинении у вышестоящей.
• Отбор и продвижение сотрудников по службе осуществляются в соответствии с их квалификацией, уровень которой определяется на экзамене или в соответствии с опытом и обучением.
• Все административные акты и решения оформляются в письменном виде. Ведение записей — память организации, обеспечивающая преемственность во времени.
• Менеджеры не являются собственниками организации.
• Менеджеры работают в соответствии с правилами и процедурами, что, как предполагается, гарантирует надежность, предсказуемость их поведения. Правила безличны и в равной степени относятся ко всем работникам.

В современных организациях термин «бюрократия» носит негативный оттенок и ассоциируется с бесконечными правилами и канцелярщиной. Вместе с тем все эти бюрократические правила и процедуры являют собой стандартный способ взаимодействий: ко всем сотрудникам предъявляются одни и те же требования, все они руководствуются одними и теми же правилами. Именно бюрократия позволила многим организациям добиться чрезвычайно высокой эффективности деятельности.

Концепция административных принципов. Приверженцы данной концепции уделяют основное внимание не отдельным рабочим, а организации в целом и таким функциям менеджмента, как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль производительности труда отдельных рабочих. Основной вклад в развитие концепции административных принципов внесли Анри Файоль, Мэри Паркер Фоллетт и Честер Барнард.

Ключевые слова: Управление
Источник: Корпоративный менеджмент
Материалы по теме
Принципы и механизм управления персоналом
Щекин Г.В., Организация и психология управления персоналом
Международный менеджмент
Корпоративный менеджмент
Основные виды и уровни управления
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Понятие методов управления
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Признаки и особенности антикризисного управления
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Система управления инвестиционной деятельностью
Под редакцией Афоничкина А.И. - Основы менеджмента (Учебник для вузов) - 2007
Управление социально-психологическим климатом организации
Урбанович А. А. Психология управления
Недостатки стратегического управления
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Оставить комментарий