Характер в подростковом возрасте

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Разумеется, формирование характера не начинается и не заканчивается в этом возрасте. Известно, что характер формируется и изменяется в течение всей жизни человека. Еще в дошкольном возрасте намечаются первые контуры будущего характера человека, складываются те или иные привычные способы и формы поведения. И в старшем школьном возрасте, возрасте ранней юности, продолжается весьма интенсивное формирование характера. Тем не менее подростковый возраст, в отличие от дошкольного и младшего школьного,— это возраст, когда формирование характера приобретает/заметное Место в общем процессе развития.
 
Какие же черты характера являются более или менее типичными для советского подростка, какие особенности поведения свойственны ему, что с этой точки зрения отличает подростковый возраст, составляет его своеобразие?
 
Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанных с ростом его самосознания, как уже указывалось, является ярко Выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости» (термин Д. Б. Эльконина).
 
Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с его мнениями. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними Нрава, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле.
 
Подросток имеет некоторые основания считать, что он уже не маленький ребенок. Он чувствует общее нарастание своих сил и энергии, видит, как быстро увеличивается его рост, выносливость, замечает появление у себя вторичных половых признаков, словом, чувствует себя физически более зрелым. Далее подросток отдает себе отчет в том, что его знания, навыки и умения становятся значительно более обширными, кое в чем в этом отношении он начинает превосходить взрослых. Его технические знания и навыки позволяют ему справляться с теми задачами, которые затрудняют некоторых взрослых (менять электропробки, чинить электроприборы, водопроводные краны и т. д.. Его познания в иностранном языке, а часто и в других науках нередко превосходят познания взрослых, во многих вещах и явлениях он может разбираться самостоятельно. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, чем в младшем школьном возрасте,— он оказывает значительную помощь родителям (например, пилит и колет дрова), зачастую несет весьма ответственные обязанности в семье (скажем, по уходу за младшими братьями и сестрами). Значительно повышается участие подростка в общественной жизни — часто он уже комсомолец, староста класса, редактор стенгазеты, активный помощник учителя физики, химии или биологии по подготовке, лабораторных опытов, на пришкольном участке.
 
Переоценивая значение своих возросших возможностей, подростки приходят к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и известной «независимости», отсюда — болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценивать их права и интересы.
 
В подростковом возрасте появляются и постепенно занимают все большее место требования к взрослым, в том числе к родителям и учителям, свидетельствующие о формировании у подростков сознания своей взрослости и необходимости соответствующего отношения к ним со стороны взрослых. Подростки обнаруживают очень большую чувствительность к оценке их «взрослости» и к отношению, проявляемому к ним взрослыми. Рост требований подростков к учету их взрослости и самостоятельности говорит, во-первых, о том, что эта сторона отношений со взрослыми для них очень важна, а во-вторых, о том, что взрослые, по их мнению, недостаточно учитывают эти справедливые претензии и стремления.
 
Вот что говорил нам в откровенной беседе пятнадцатилетний мальчик:

«Я и сам теперь довольно взрослый и терпеть не могу покровительственного отношения и назидательного тона взрослых. Пожалуйста, советуй, но советуй как равному, требуй, но требуй как от большого, даже наказывай, если провинился, но не как маленького. А что это такое: «Сядь на отдельную парту, а после уроков придешь извиняться!» Что я — первоклассник что ли?».

 
Полезное и хорошее, вообще говоря, стремление к самостоятельности часто осложняется у подростков в силу повышенной чувствительности к оценке их личности и поведения взрослыми и может принять, если это взрослыми не учитывается, отрицательные формы сопротивления чужому влиянию, непризнания авторитета взрослых, игнорирования предъявляемых к ним требований.
 
Как уже указывалось, определенного и устойчивого представления о себе подростки часто еще не имеют. Этим и объясняется повышенная чувствительность подростков к оценке их поступков и результатов деятельности со стороны старших, к своим успехам и неудачам. Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы» положительных или отрицательных качеств личности. Поэтому даже отдельные неудачи" или отрицательные оценки со стороны окружающих могут вызвать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности.
 
Равным образом и случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценке сил и возможностей, самомнению и самонадеянности. При чередовании тех и других подросток иногда очень быстро переходит от неуверенности к самонадеянности и наоборот.
 
В непосредственной связи со стремлением подростков к самостоятельности находится и такая свойственная им черта характера, как повышенная критичность по отношению к взрослым, в частности к учителям, к их поведению, знаниям, суждениям. Они часто с удовольствием подмечают отдельные промахи и недостатки учителей (ошибки произношения, отдельные неправильные обороты речи, нерегулярное чтение газет, отсутствие отдельных «бытовых» навыков, неумение ответить на иной вопрос и т. д.) не потому, что отрицательно относятся к ним, а потому что наличие промахов учителя и способность подростков заметить эти промахи расцениваются ими как своеобразное доказательство своей «зрелости», как подтверждение их «права» на соответствующее отношение со стороны взрослых.
 
Подростков, как уже указывалось, характеризует общий подъём жизнедеятельности, значительный рост жизненных сил. Этим и определяется в основном та бурная активность, кипучая энергия, инициативность, которые свойственны подавляющему большинству из них. Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Он постоянно занят чем-то, хочет что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением. Если его энергия, активность не находят правильного выхода, то они проявляются в озорстве, шалостях, лихачестве, возне, беготне, а нередко приводят и к более тяжелым случаям нарушения дисциплины.
 
Следует отметить характерную для подросткового возраста повышенную возбудимость, некоторую неуравновешенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроений, форм поведения.
 
В педагогической литературе неоднократно указывалось на свойственную большинству подростков неустойчивость поведения, склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств и эмоций. Смелость и решительность может быстро смениться у подростка робостью, застенчивостью, даже конфузливостью, которые часто маскируются у него напускной грубостью (резкостью); неуверенность в себе, в своих силах периодически сменяется переоценкой своих сил, и наоборот. Подросток то весел, подвижен и жаждет общения, то задумчив и замкнут (что, впрочем, случается реже), то мягок, приветлив, ласков и нежен, то резок, непочтителен. Без какой-либо серьезной причины он может «сорваться», нагрубить, проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких-либо внешних поводов глубокий, активный, действенный интерес к чему-либо может временно уступить место вялости, апатии, равнодушию.
 
По-видимому, эти особенности характера подростка во многом определяются той «внутренней ломкой», теми изменениями в его организме и, в частности, в нервной системе, которые связаны с половым созреванием. Например, у подростков часто усиливается деятельность щитовидной железы, гормоны которой повышают возбудимость нервной системы, чем отчасти можно объяснить их повышенную раздражительность, несдержанность. Имеет значение неравномерное кровоснабжение мозга, что приводит к быстрой утомляемости, следствием чего является возбудимость и раздражительность.
 
Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах, в том числе и семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательными отношениями и твердыми требованиями, период полового созревания и связанных с ним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, «мягче», а ее внешние проявления малозаметны и- несущественны.
 
Все сказанное, конечно, не противоречит тому, что для советского подростка характерны жизнерадостность, бодрость, оптимизм — качества, которые в сочетании с активностью и энергией и делают этот возраст столь привлекательным.
 
Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. В процессе все более усложняющейся учебной, трудовой деятельности, под влиянием повышенных требований, предъявляемых подростку, у него развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. По сравнению с младшим школьником в регуляции поведения подростка большая роль принадлежит сознанию, большее значение приобретают сознательные волевые усилия, сознательное управление своим поведением, своими эмоциями.
 
Разумеется, и здесь всё относительно. Более значительное развитие волевые черты приобретают уже в юношеском возрасте (16—20 лет), но и тогда еще нельзя говорить об окончательно сложившихся волевых чертах характера.
 
Подросток способен не только к отдельным волевым актам, что характеризует младшего школьника, но и к осуществлению связанной единой целью цепи волевых действий, иначе говоря— к волевой деятельности. Младший школьник сравнительно редко самостоятельно ставит перед собой цели и задачи, требующие воли для их осуществления; обычно они ставятся перед ним другими людьми — учителями, родителями. Подросток значительно чаще сам ставит перед собой определенные цели, сам планирует свою деятельность и нередко проявляет значительную настойчивость, выдержку, решительность и даже мужество в процессе их достижения.
 
В газете «Комсомольская правда» описывался подвиг сельского подростка из Акмолинской области Пети Кузьмина, который, проявив незаурядные находчивость и мужество, сумел проникнуть в охваченный пламенем дом и с риском для своей жизни спас двухлетнюю девочку. Незаурядную настойчивость подростки способны проявить и в учебных делах.

«Я плохо чертил,— пишет пятнадцатилетний школьник,— и решил выправить свой недостаток. Начал работать в чертежном кружке. Занятия кружка проходили по понедельникам, и почти каждое воскресенье я несколько часов тратил на чертежи. Много раз хотелось бросить эту затею, но я брал себя в руки. Чертил я очень много, некоторые чертежи переделывал по 7—8 раз. Теперь учитель говорит, что мои чертежи лучшие в школе. Но, главное, я вообще почувствовал себя сильнее и увереннее».

И в большом и в малом способны подростки проявлять волю, особенно если достижение цели имеет для них «принципиальное» значение.
 
Наряду с этим воле подростков свойственны черты, свидетельствующие о том, что она еще находится в стадии развития и укрепления. Многие особенности проявления воли подростков (особенно младших) сближают их с младшими школьниками. Мотивы действий подростков приобретают все возрастающее общественно значимое содержание, но нередко можно наблюдать явный разрыв между высокими мотивами и устремлениями, с одной стороны, и конкретными действиями и поступками,— с другой.
 
В этих случаях подростки не видят связи между различными видами своей деятельности. Желая быть активными строителями коммунизма, они энергично участвуют в помощи колхозам, но наряду с этим могут пропускать уроки, плохо выполнять учебные задания, так как не умеют оценить свою повседневную деятельность под углом зрения высоких общественных устремлений. У подростков нередко можно наблюдать противоречие между высокой и благородной целью и недостойным способом ее реализации (наиболее частый, случай: благородное желание помочь товарищу реализуется через подсказку или предоставление возможности «списать»).
 
В одной из школ подростки, страстно желая собрать лом на строительство тракторов для целинных земель, унесли часть металлической ограды, принадлежащей домоуправлению. Иногда встречаются случаи, когда подростки прибегают к недозволенным способам выражения своего справедливого негодования по поводу того или иного проступка своего одноклассника, резко и бурно реагируя на нетерпимое нарушение правил поведения (ученик-новичок одной из школ допустил резкость по отношению к любимой учительнице, шестиклассники после уроков избили виновника). В другой школе пятиклассники таким же образом «проучили» ребят из соседней школы за то, что те весьма непочтительно отнеслись к двум девочкам из их класса. Наблюдался и такой -случай: группа подростков самочинно (применив силу) отняла пионерский галстук у одного из школьников за то, что тот категорически отказался принять участие в субботнике по озеленению района.
 
Во всех этих случаях психологическим, «источником» невыдержанности подростков была своего рода высокая моральная требовательность, «моральная чуткость» (объективно — весьма положительное качество). В подобных случаях необходимо требовать от подростков, не ослабляя их моральной чуткости, сдерживать себя и применять более действенные меры.
 
В большинстве случаев настойчивость подростков является еще незрелой, что выражается в неумении достигать поставленной цели во всех видах деятельности. Многие подростки проявляют волю в каком-нибудь одном виде деятельности, не обнаруживая ее в достаточной мере в других видах.
 
Можно выделить три группы подростков в зависимости от развития у них настойчивости. (Исследование А. В. Полтева).
 
Первую группу составляют подростки, проявляющие настойчивость в нескольких видах деятельности (в учебной, общественной работе, в физическом труде, спорте и т. д.). В основе их настойчивости, как правило, лежат высоконравственные мотивы и цели (желание выполнить свой долг перед Родиной, стремление поддержать честь класса). При этом мотивы и цели учения у них преобладают над мотивами и целями других видов деятельности. Как правило, подростки этой группы в первую очередь выполняют учебные задания, а потом занимаются другими делами. Учение осознается ими как основной вид деятельности.
 
Вторую группу составляют подростки, проявляющие систематическую настойчивость только в учении. Причина этого часто лежит в неправильном поведении родителей, которые требуют от подростков хорошей успеваемости и ничего больше. Они не требуют от своих детей выполнения домашних обязанностей, не приучают к физическому труду.
 
Третью группу составляют подростки со слабо развитой настойчивостью в учении и в других видах деятельности (первая подгруппа) и подростки со слабым развитием настойчивости в учебной работе, но настойчивые в видах деятельности, не связанных с учением (вторая подгруппа).
 
Школьники этой группы не соблюдают режима дня, непроявляют самостоятельности в учебной работе, пользуются подсказками, шпаргалками, часто не выполняют домашних заданий, пассивно ведут себя на уроках. «Трудно», «Не хочется думать», «Не интересно»,— говорят они, встретившись с трудностями. В результате они, как правило, учатся плохо или весьма посредственно.
 
Подростки со слабым развитием настойчивости в учебной работе могут проявлять настойчивость в других видах деятельности, не связанных с учением, по отношению к которым они имеют стойкие интересы.
 
Отметим еще одну особенность подростков. Хотя общее развитие их воли, как уже указывалось, идет в направлении ослабления роли непосредственно переживаемых эмоций и усиления сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций (особенно у младших подростков) как стимула действий продолжает оставаться еще весьма значительным. Это проявляется в импульсивности подростков, их нетерпеливости, несдержанности. Многие из них не умеют владеть собой, не умеют сдерживать (когда это необходимо) свои порывы. Такие подростки не любят «терять время» на обдумывание, взвешивание, торопятся быстрее перейти к действию, вследствие чего часто ошибаются.

Ключевые слова: Характер, Подростки
Источник: Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Материалы по теме
Акцентуации характера у подростков
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Виды акцентуации характера у подростков по А. Личко
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Акцентуации характера и нарушения поведения подростка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Типология характеров
Мельник С.Н., Психология личности
Развитие эмоциональности подростка
Александрова Ю.В., Возрастная психология
Формирование характера человека
Бодалев А.А., Психология о личности
Социальные факторы и психические расстройства у детей и подростков
Дмитриева Т.Б., Руководство по социальной психиатрии
Анальный характер в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Оставить комментарий