Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст — это период развития детей от 11— 12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся V—VII классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку.

Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое и духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно на 3—4 года позже.

Когда мы слышим слово «подросток», у нас возникает, пожалуй, один и тот же определенный и довольно яркий образ любознательного, активного, деятельного и шумливого мальчика или девочки.

На улице появилась необычная автомашина. Она остановилась, и сразу же к ней устремились подростки. Плотно окружив машину, они начинают ее детально рассматривать и обсуждать: «Это шевроле!» — «Сам ты шевроле, услышал где-то, вот теперь и говоришь об этом и к месту и не- к месту!»—«Да шевроле уже давно сняли—это старье».—«Да ведь это чехословацкая... значит, "это та, на которой они путешествовали вокруг света!» Дальше столь же эмоционально идет определение достоинств машины. Затем делается попытка заговорить с шофером, послушать, что говорят взрослые, и если представится возможность, то сказать и свое слово. А самое главное — это потрогать, повертеть руль, посигналить и даже (предел мечтаний!) прокатиться.

В этом небольшом эпизоде проявились характерные черты подростка — стремление ко всему новому, необычному, интерес к технике и к технической новинке, желание быть «на равной ноге» со взрослыми, стремление к активной деятельности,— созерцание не удовлетворяет подростка.

В подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности — в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему; подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме. Соответствующих указаний и внушений со стороны взрослых и в школе и дома более чем достаточно, и тем не менее... Дверь школы открывается, и из нее стремительно вырывается поток ребят, они на ходу одеваются, что-то кричат, оживленно рассказывают, размахивают руками, смеются, сдержать их трудно.

«Что вы так кричите и куда торопитесь?» — спрашивают их. «А мы ничего, мы не шумели, а только так!» Не существует ни ворот, ни калиток: самый лучший путь — это через забор, через канаву, там, где можно совершить больше резких, энергичных движений, проявить больше активности. И все это в понятии подростков нормально, иначе и быть не может; ничего необычного для них здесь нет, они не слышат своего шума и не чувствуют своей стремительности.

Наряду с этим, при правильном и твердом руководстве коллектив детей этого возраста уже способен организованно и самостоятельно провести ряд общественных мероприятий. В этом отношении большая роль играет принадлежность к какой либо организации. Чувства дружбы и товарищества становятся более глубокими и стойкими. Значительные сдвиги отмечаются в усвоении моральных понятий и развитии их под влиянием воспитательной работы школы и семьи.

Недостаточное участие в общественной жизни, отсутствие общественных интересов делает жизнь подростка бесцветной, пустой, сугубо личные интересы, как правило, не могут принести ему удовлетворения.
Таковы некоторые особенности этого возраста.

По учению некоторых психологов, например Бюлера и его последователей, в подростковом возрасте начинают господствовать половые инстинкты и связанные с ними влечения и стремления, которые и определяют все поведение подростка, лежат в основе его поступков, чувств, интересов, мыслей и желаний. Подобные биологизаторские теории с научной точки зрения совершенно несостоятельны. Половое созревание, как и все другие стороны физического развития, не оказывает определяющего влияния на психическое развитие подростка, хотя и является фактором, который нельзя игнорировать.

Также можно трактовать подростковый возраст как возраст «тяжелого кризиса», вызванного половым созреванием. По мнению многих психологов, половое созревание настолько «потрясает» весь организм и психику подростка, является столь непосильной нагрузкой на сознание, что неизбежно вызывает различного рода обострения, «взрывы», брожения, бунтарство, трагические коллизии. Отсюда «неизбежными» особенностями подросткового возраста, утверждают Штерн, Бюлер и их последователи, являются анархизм, упрямство, эгоизм, индивидуализм, уход в мир собственных переживаний, стремление к одиночеству, замкнутость, а также лень, грубость, раздражительность.

Некоторые психологи идут дальше и объявляют подростковый возраст периодом тяжелых «катастроф», говорят об атмосфере отчаяния и безнадежности, об истеризме, агрессивности, жестокости подростков, даже о «характерной» для этого возраста мании разрушения, о предрасположении к преступности, дегенерации, о возрастании числа самоубийств и тому подобное. Конечно, многое из этого можно отнести к существующей социально-экономической среде. Действительно, 'велико число преступников-подростков. Многие молодые люди из неимущих слоев населения живут в атмосфере безнадежности и страха, вызванной бесперспективностью дальнейшего существования. Но это вызывается отнюдь не биологическими причинами, отнюдь не «кризисами», имеющими в основе половое созревание, а социальными условиями жизни подростка.

Адлер и его последователи, изучая подростка, живущего и развивающегося в условиях буржуазного общества, пришли к выводу, что для него характерно стремление к самоутверждению, целью которого является занять «господствующее положение», добиться личного успеха и личного превосходства, выделиться из массы сверстников и подчинить ее себе. 

Решительные возражения вызывает и методика .исследования особенностей подросткового возраста. Некоторые психологи широко пользуются различного рода тестами, пытаясь с их помощью выявить и измерить то или иное качество личности. Обычно подобные тесты сводятся к тому, что описывается или создается в искусственных условиях какое-то подобие жизненной ситуации и подросток должен описать, как он будет действовать (или, соответственно, реально действовать) в этой ситуации, что, якобы позволяет констатировать, каким качеством и в какой степени обладает испытуемый.

В одном из таких тестов учащимся задается вопрос, как они поступят, если одноклассник совершил проступок, — сообщат учителю, доведут до сведения товарищей, сами воздействуют на нарушителя или не предпримут ничего. Ученик должен подчеркнуть один из четырех вариантов ответа.

Другой тест заключается в том, что учащиеся выполняют письменную работу и им предоставляется возможность (якобы незаметно для учителя) впоследствии внести исправления в уже сданную работу. Подмена анализа реального поведения ребенка или подростка в жизни анализом его поведения в искусственной ситуации или даже анализом его высказываний в плане того, как он стал бы действовать в той или иной ситуации, отсутствие установки на выявление мотивов его действий или высказываний,— все это дает серьезные основания считать, что методика тестов неприемлема в качестве единственной методики изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.

Разумеется, не все психологи стоят на крайне реакционных позициях. Некоторые из них выражают умеренные или относительно более прогрессивные взгляды. Показателен в этом отношении труд американского психолога Р. Кулена «Психология развития подростка». Автор говорит о трудностях развития подростка, выделяя биологические и социальные трудности. Он критикует взгляды ряда реакционных психологов (например, Стэнли Холла), в частности, следующие положения: а) подростковый возраст — период внезапного и резкого изменения всех сторон личности, б) этот возраст — период колебаний и потрясений, период «бури и натиска» и в) указанные изменения имеют в основе биологическую причину.

Автор определяет подростковый возраст как период, когда дети овладевают умением решать определенные проблемы социально-полового характера, выбора профессии, освобождения от влияния родителей и тому подобное. Годы, предшествующие постановке этих проблем,— детские, возраст постановки и решения этих проблем — подростковый возраст, с решением этих проблем человек переходит к «взрослости». Таким образом, в основу периодизации Р. Кулен кладет социально-этические категории, игнорируя, по сути дела, собственно возрастные физические и психические особенности. Категория возраста (в собственном смысле слова) у Р. Кулена теряет свое значение.

Такая точка зрения вряд ли приемлема, хотя ее следует признать прогрессивной по сравнению с изложенными выше. Трудно согласиться и с другим положением, которое защищает Р. Кулен.-Он считает, что интеллектуальное развитие подростка значительно опережает его опыт, подросток не может реализовать те возможности, которые предоставляет ему уровень, его интеллектуального развития. Получается, что развитие идет впереди обучения, опыта.

Отечественные психологи считают, что интеллектуальное развитие не есть «саморазвитие», а является следствием обучения и воспитания, следствием специально организованного опыта, учитывающего, разумеется, возрастные возможности школьника.

Воспитание и обучение, опыт, соответствующая деятельность стимулируют и направляют развитие психики, а не наоборот. Нормальное развитие происходит не само собой, а лишь при правильном воспитании, при соответствующих условиях.

Отсюда вытекает положение о том, что понятие возраста и возрастных особенностей не имеет абсолютного значения, а следовательно и подростковый возраст не имеет точных и определенных границ, так как он в значительной степени зависит от конкретных условий жизни и деятельности, которые бывают весьма различными.

Конечно, возрастные изменения процессов в организме (рост, вес, состояние желез внутренней секреции) более определенно соответствуют возрасту (хотя и здесь, разумеется, большое влияние оказывают условия жизни). Что же касается возрастных особенностей психики, то их характеризует весьма широкая вариативность, в основе которой лежат различные индивидуальные варианты конкретных условий жизни и деятельности школьника, его воспитания и обучения.

Конечно, известную роль в формировании индивидуальных различий могут играть и некоторые врожденные особенности, в частности особенности мозга, высшей нервной деятельности. Игнорировать этого нельзя. Однако решающее значение имеют все-таки конкретные особенности жизни, деятельности, воспитания и обучения. В зависимости от этого школьники одного и того же возраста могут проявлять в каких-то пределах различные особенности памяти, внимания, мышления, чувств, различные особенности поведения.

Когда психологи говорят о возрастных особенностях психики, они имеют в виду наиболее типичные, наиболее характерные особенности возраста, указывающие на общее направление развития.

Ключевые слова: Подростки, Возраст
Источник: Крутецкий В.А., Психология подростка
Материалы по теме
Психологическая характеристика подросткового возраста
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Пубертатный возраст (возраст полового созревания)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Психопатологические кризисы подросткового возраста
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Л. С. Выготский - О подростковом кризисе
Дубровина И. В., Возрастная и педагогическая психология
Младший школьный и подростковый возраст
Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Л. С. Выготский в истории возрастной психологии
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Юношеский возраст: теории развития Гезелла, Шпрангера, Эриксона
Обозов Н.Н., Возрастная психология
Возрастное развитие психики
Коломинский Я.Л., Основы психологии
Оставить комментарий