Большая социальная группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.
Признаки больших социальных групп:
- имеют структурную и функциональную организацию;
- социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;
- определенный психический склад, групповая психология;
- оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;
- определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.
Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
- объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;
- субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;
2) по времени существования:
- длительно существующие группы (классы, нации);
- временно существующие группы (толпа, аудитория);
3) по организованности-неорганизованности:
- организованные группы (партии, союзы);
- неорганизованные (толпа);
4) по возникновению:
- возникшая стихийно (толпа);
- организованная сознательно (партии, ассоциации);
5) по контактности членов группы:
- условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;
- реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);
6) по открытости:
- открытые;
- закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.
Уровни развития больших социальных групп:
- типологический – люди, объединенные в группы этого уровня, имеют общие признаки, которые не составляют основания для создания психологической общности. Такие группы не обладают единством;
- идентификационный – характеризуется наличием группового самосознания; члены групп осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами;
- солидаристский – характеризуется осознанием членами группы общности своих интересов, готовности группы к совместным действиям во имя групповых целей.
Факторы, определяющие уровень психологической общности групп:
- степень идентификации членов группы;
- степень гетерогенности и гомогенности группы;
- характер внутригрупповых коммуникаций и открытость группы межгрупповым коммуникациям, воздействию средств массовой информации общественно го мнения, задающего;
- социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую;
- общественно-исторический опыт группы;
- идеология объединения людей.
Элементы общественной психологии в зависимости от сфер психики:
1) элементы мотивационно-потребностной сферы:
- общегрупповые потребности;
- общегрупповые интересы;
- мотивы деятельности;
- жизненные ценности;
- цели и социальные установки;
2) элементы когнитивной сферы являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества:
- групповое сознание;
- социальное восприятие и мышление;
- коллективные представления;
- общественное мнение;
- менталитет;
3) элементы аффективной сферы:
- социальные чувства;
- общественные настроения;
- аффекты;
4) элементы поведенческо-волевой сферы:
- стереотипы группового поведения;
- групповые навыки;
- общественные обычаи;
- групповые умения.