Социально-психологические типологии личности

Типология А.Ф. Лазурского.  В основу типологии положена степень развития человека и его приспособленности к среде.

Типология включает три уровня:
1) низкий уровень:

  • рассудочный тип – характеризуется развитой рассудочностью, склонностью анализировать мотивы и последствия действий, обладает слабой одаренностью, вследствие чего склонен копировать чужие действия;
  • аффективные типы могут быть подвижными, чувственными или мечтателями;
  • активные типы (импульсивно энергичные (характеризуются беспорядочностью, необдуманностью своих действий и их последствий, склонностью к риску, азартным играм), покорно-деятельные, упрямые);

2) средний уровень:

  • непрактичные теоретики-идеалисты (ученые (развито последовательное мышление, научные интересы), художники и религиозные созерцатели (развито воображение));
  • практики-реалисты (альтруисты (развита способность к сочувствию, симпатии), общественники, властные (обладают твердой волей и способны влиять на окружающих), хозяйственные (расчетливы, направлены на практические цели);

3) высший уровень – характеризуются наличием высших человеческих идеалов (альтруизм, знание, красота, религия, общество и др.) сознательностью, координированностью душевных переживаний.

Типология личности Э. Шпрангера основывается на различиях ценностных ориентациях, жизненных позициях и отношениях личности к конкретным видам деятельности.

Выделяется шесть основных типов:

  1. теоретический человек – характерна страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению;
  2. экономический человек – главным является мотив полезности, достижений в своей деятельности;
  3. эстетический человек – характерно собственное миропонимание, красота духа, бережное отношение к природе;
  4. социальный человек – характеризуется социальной направленностью деятельности, стремлением к контактам с другими людьми;
  5. политический человек – характеризуется преобладанием власти как основной ценности;
  6. религиозный человек – основным считает высшие ценности души.

Типология Э. Фромма основана на доминирующих установках в социальной среде:

  1. личности с рецептивной (берущей) установкой – характеризуются убеждением, что единственным способом получение желаемого является получение из внешнего источника, от других. Основной техникой является ожидание получения блага. Оптимистичны, дружелюбны, сердечны, помогают из расчета;
  2. личности с эксплуататорской (овладевающей) установкой – отличаются от предыдущего типа только техникой, действуя хитростью и силой, изымает благо у других. Циничны, подозрительны, враждебны, завистливы;
  3. личности со стяжательской (сберегающей) установкой – характеризуются склонностью к бережливости того, что имеют. Упорны, целеустремленны, терпеливы, упрямы, скрытны;
  4. личности с рыночной (обменивающей) установкой – убеждены, что все продается и покупается, успех зависит от того, насколько выгодно удастся продать свой труд на рынке. Практичны, деловиты, жадны и расчетливы.

Типология по «социометрическому статусу» в группе:

  1. «звезда» – личность, обладающая наибольшей популярностью;
  2. «предпочтимый» – личность, получившая более чем среднее число социометрических выборов;
  3. «ведомый» – индивид, получивший среднее число выборов;
  4. «пренебрегаемый» – человек, получивший очень мало (один или два) социометрических выборов других членов группы;
  5. «изолированный» – индивид, не получивший ни одного социометрического выбора;
  6. «отвергаемый» – член группы, не только не получивший ни одного выбора, но, более того, – получивший отклонения (члены группы указали, что не хотели бы иметь с ним дел).
Ключевые слова: Личность
Источник: Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Материалы по теме
Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения или дисфункции головного мозга
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Структура личности в когнитивной психологии
...
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Структура и содержание личности
Юридическая психология, Романов В.В., Учебник 1998
Личность
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Личность и индивидуальность
Мельник С.Н., Психология личности, Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск...
Социализация личности: понятие и основные факторы
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Понятия индивида, личности, индивидуальности
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Оставить комментарий